Статьи

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития навыков декоративной лепки у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы проблемы развития навыков декоративной лепки у детей старшего дошкольного возраста

 

Народное декоративно-прикладное искусство–одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.

Народное искусство достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют с глиняными фигурками кировских мастеров. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления, повышая выразительность детских работ.

Использование детьми глины в создании разнообразных изделий позволяет наиболее полно раскрыть перед ними выразительные художественные стороны произведений народного прикладного искусства: пластичность объемных форм, использование росписи на готовых изделиях из глины (создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках).

Приобщая детей к данному виду творчества, родители и педагоги ставят перед собой следующую задачу: развивать у детей умение видеть пластику объемных форм в произведениях народного прикладного искусства, способствовать повышению образной и пластической выразительности детских работ.

Выполнению заданий предшествует ознакомление детей с объемными и барельефными изображениями животных, птиц, сказочных персонажей, созданных народными мастерами. В качестве образцов используется: вятская, тульская, каргопольская глиняная игрушка. При рассмотрении образцов внимание детей акцентируется на выразительности скульптурных образов, на том, как один и тот же образ животного, птицы (конь, олень, медведь, уточка, петушок и т. д.) решается народными мастерами в глине.

Для того чтобы дети почувствовали пластическую выразительность образца, глиняные изделия показывают на фоне окна или светлой стены групповой комнаты, когда особенно четко виден их силуэт. Целесообразно, перед тем как дети приступят к выполнению творческих заданий, организовать с ними экскурсию в музей или на выставку, где они могут познакомиться с образцами народного прикладного искусства.

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.

Навыки, полученные детьми в процессе занятия декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный узор прежде всего наносится на бумагу в виде предварительного эскиза, затем эскиз переносится на пластину. Так выполняются декоративные пластины. Вылепленные фигурки раскрашиваются. Здесь опять используются знания, полученные на занятиях рисованием.

Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности, а иногда и динамичность, которая имеет место в богородской игрушке (мишки-кузнецы, поочередно ударяющие молотком о наковальню, клюющие куры, веселый дятел и другие игрушки).

Для детей младших групп нужно иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точеные деревянные игрушки. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

 Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление о окружающем мире. Кроме того, расширяют возможности ребенка в сюжетной лепке.

Под влиянием предметов народного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако, это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.

Занимаясь декоративной лепкой. Дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления, например лепит солонку в виде цветка, украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа или контррельефа. Причем каждый подходит к этому по – разному. Один делает завиток из маленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски.

Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя, он должен научить ребенка думать над способом изображения.

Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета.

Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно. Однако уже в старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы. Как уже отмечалось, народная игрушка  открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2-3 фигур весьма сложно и доступно только детям старших групп. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая композицию из нескольких фигурок, он мысленно рассуждает о ее содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу.

Не менее сложным является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребенку необходимо представить весь объем работы в целом, твердо знать, что именно он хочет изобразить, выделить отдельные этапы создания игрушки – распределить глину для лепки основных форм в зависимости от количества частей, обдумать способ лепки.

Планирование работы может осуществляться только в том случае, если детей этому обучали начиная с младшей группы. Сначала они выполняли этапы работы под руководством воспитателя, а в старшей группе дети уже могут работать самостоятельно, начиная создание образа с основной части лепки, т. е. от общего к частному. Кроме того, старший дошкольник сам организует свое рабочее место, раскладывает необходимые предметы: стеку, кусок глины, доску для раскатывания кома глины размашистыми движениями, тряпочку.

Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития навыков декоративной лепки у детей старшего дошкольного возраста

 

Ознакомимся с исследованиями творческой деятельности детей  в изобразительной деятельности  - в лепке. Нас интересуют следующие вопросы:

  1. 1.    Творческая передача детьми старшего дошкольного возраста выразительности движений человека и животных, а также характера передаваемого образа в лепке.
  2. 2.    Выявление наиболее эффективных способов сочетания обучающих методов и методов, способствующих проявлению детского творчества на занятиях по лепке.

 Анализируя работы детей, выполненные по замыслу, мы обнаружили в некоторых из них элементы творчества, выраженные не только в самостоятельном выборе тематики и в своеобразном применении умений и знаний, полученных на занятиях, но и стремление детей сделать свою работу более выразительной, придать ей характер того или иного движения.

Однако далеко не каждому ребенку удавалось этого добиться. Даже в работах, выполненных по замыслу, творчество детей часто сводилось к самостоятельному выбору тематики, которая сплошь и рядом повторяла темы обучающих занятий.

 Причина этого – недостаточность руководства воспитателем процессом становления детского творчества. Необходимо было обогащать детей соответствующим жизненным опытом, развивать целенаправленное восприятие, а также создавать педагогические условия, в которых бы дети могли проявить свое творчество.

В связи с этим были разработаны ряд занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Для этих занятий специально подбирали такую тематику, которая ставила бы детей перед необходимостью передать в работе хорошо знакомые, постоянно наблюдаемые и даже выполняемые самими детьми движения.

Но несмотря на это, подготавливая детей к занятиям, воспитатели еще и еще раз обращали их внимание на положение фигуры человека или животного при том или ином движении.

Так, перед занятием по лепке на тему «Лыжники» дети катались на лыжах. Обучая детей различным приемам ходьбы на лыжах – спуску с гор, подъему на гору, постоянно фиксировали внимание детей на положении рук, ног; обсуждали правильность осанки.

Такое фиксирование было необходимо для обучения детей ходьбе на лыжах, но в то же время оно способствовало и развитию целенаправленного восприятия, которое является важной предпосылкой для проявления творчества в изобразительной деятельности.

На занятиях по лепке дети учились лепить фигуру лыжника, пользуясь приемами образца и показа, им объясняли приемы деления глины на части, раскатывания прямолинейными и кругообразными движениями, вытягивания, соединения частей и установки фигуры на подставке.

Одновременно на этом занятии им дали творческое задание – слепить лыжника в положении по (выбору детей), которое необходимо принять при различных приемах катания на лыжах.

В конце занятия каждому ребенку предлагалось поставить свою работу на макет, изображающий снежную лавину и горку, т. е. в те условия, которые ребенок учитывал в лепке лыжника.  Дети сами оценивали, насколько правильно передано положение движения.

За исключением некоторых детей, почти все смогли передать движение. Надо отметить, что все дети группы, включая и тех, кто не справился с творческим заданием, довольно точно передали внешнее сходство с лыжником – правильное строение частей тела, их расположение, пропорции.

При проведении занятия на тему «Как я танцую на празднике» педагоги отказались от соединения на одном занятии обучающих методов и творческих заданий.

Рассчитывая на то, что дети смогут применить умения и знания, полученные на ранее проведенных занятиях, где их обучали лепить фигуру человека, передавать сходство, соблюдать относительную величину частей, плотно скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой, устанавливать фигуру в вертикальном положении на подставке из глины,- им предложили только творческое задание: лепить себя в танце.

Подготавливая детей к этому заданию при разучивании танцев, обращали внимание детей на положение рук, ног в различных движениях исполняемых танцев.

На занятиях на тему «как я танцую на празднике», где отсутствовали обучающие методы, дети в своих работах сильно нарушали пропорции – делали очень большую голову или длинные ноги, короткое или слишком длинное туловище.

Позы танцующих были изображены правильно. По положению рук, ног, головы можно было легко определить,, что фигурки танцуют, и даже угадать какой танец.

Так, передавая движения плавного русского танца «Светит месяц», дети изобразили фигурку человека с разведенными в стороны руками, приподнятой головой, или же с поднятой одной рукой вверх, а другой поставленной на пояс. О движении говорило и положение ног: в первом случае ноги изображались одна за другой, как при ходьбе; во втором -  одна на полной ступне, другая отведена назад на носке, как при медленных поворотах вокруг себя. Изображая быстрый украинский танец «Гопак», дети лепили фигурки с руками на поясе, с выдвинутой вперед или согнутой в колене ногой.

В лепке на тему «Хоккейный матч» детям предложили творческое задание – вылепить играющего хоккеиста.

Был показан образец и исключен прием показов изображения. Воспитатель заранее вылепил фигурку человека, стоящего неподвижно. В начале занятия предложил детям рассмотреть ее, отметить формы, расположение частей тела, пропорции.

Детей заранее готовили к этому занятию: смотрели с ними телевизионные передачи, иллюстрации и фотографии, организовывали игры с клюшкой и шайбой. Везде обращали внимание детей на положение тела игрока во время удара, ведения шайбы и т. д. с той же целью детям для раскрашивания был предложен альбом художника В. Соболева «Хоккейный матч», где хорошо изображены фигурки хоккеистов в движении.

Дети довольно легко передали в лепке движения игроков. Но нарушения в строении и в пропорциях тела встречались еще во многих работах, хотя значительно меньше, чем на предшествующем занятии. Сравнивая свои работы с образцом воспитателя, многие дети сами находили нарушения в строении и по возможности устраняли их.

Таким образом, перечисленные выше занятия включали разные методы работы.

Опираясь во всех случаях на наблюдения детей, их жизненный опыт, на 1-м занятии «Лыжники» был использован образец и показ воспитателя. На 2-м занятии «Как я танцую на празднике» дали возможность детям самостоятельно передать фигуру в танце.

На 3-м при лепке играющего хоккеиста мы показали образец, исключая прием показов изображения.

Результаты занятия показали, что детям дошкольного возраста, еще не обладающими большими изобразительными умениями, трудно без непосредственной помощи и руководства воспитателя сосредоточить свое внимание одновременно на нескольких творческих задачах. Увлекаясь, например, изображением движения человека, дети пренебрегают передачей пропорций.

На тех же занятиях, где творческое задание соединено с обучающими методами, образец и показ изображения помогают детям лучше передать сходство, сделать свою работу точнее и выразительнее.

Это подтверждает и тот факт, что на занятии на тему «Хоккейный матч» лучшими оказались работы мальчиков, которые проявляют к хоккею интерес и сами играют в эту игру.

Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются и с заданием в передаче движений животного, которого неоднократно наблюдали.

Лепка на тему «Васька - кот» носила иллюстративный характер. Детям подобрали стихотворение, в котором описывались различные действия, выполняемые котом.

Кот встретился с собакой, кот крадется за мышкой, кот лакает молоко и т.д. Кроме того, детям показали иллюстрации, предлагали тем, у кого есть дома кошка, понаблюдать за ее поведением.

На занятиях по лепке воспитатель показал детям, как лепить кота. Затем еще раз прочитал стихотворение и предложил лепить не просто кота, а Ваську, о котором говориться в стихотворении.

Большинство детей с заданием справились. Движения животного были изображены по-разному.

Творческая передача характера образа, несомненно, более сложная задача. Для этого недостаточно умений наблюдать, запоминать и переносить увиденное в работу.

Необходимо умение понять, почувствовать героя, определить свое отношение к нему и так изобразить его, чтобы это отношение передалось зрителю. Без определенного руководства со стороны воспитателя это удается лишь отдельным особо одаренным детям.

Однако если воспитатель помогает детям понять окружающее, уделяет внимание развитию творческих способностей и эстетических чувств детей, эта задача вполне под силу для дошкольника старшего возраста. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

  1. 1.    В работах по лепке детей старшего дошкольного возраста отчетливо проявляются элементы творчества – стремление к выразительности образа.
  2. 2.    Дети старшего дошкольного возраста способны передать в лепке движения, взаимоотношения и характер изображаемых персонажей сказки.
  3. 3.    Необходимо руководство со стороны воспитателя процессом становления и проявления детского творчества. С этой целью воспитатель должен обогащать детей жизненными представлениями, развивать целенаправленное восприятие; беседами, советами, наблюдениями помогать детям понять, почувствовать окружающую жизнь, произведения искусства; обучать приемам изображения; создавать необходимые условия для проявления детского творчества.
  4. 4.    В работе с детьми дошкольного возраста творческие задания на занятиях изобразительной деятельностью являются наиболее эффективным способом сочетания методов обучения и методов, способствующим проявлению творчества у детей.

 

 

 

 

 

 

Специфика навыков в декоративной лепке у детей старшего дошкольного возраста

 

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве – лепке.

Для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста декоративной лепке необходимо проводить работу по их знакомству с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Однако, для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную фигуру, в другом – на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.

Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте ребята с удовольствием украшают изделие способом налепа – шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают им эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.

Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.

Предварительная работа с детьми, использование народных игрушек, интересный инструмент для нанесения украшений благоприятно влияют на весь процесс изображения игрушек. Дети, вылепив основную форму, начинают оформлять изделие.

Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.

Изобразительная деятельность детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.

Начиная со старшей группы занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать их связь с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.

Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.

Кроме глиняных, можно проводить занятие с деревянными игрушками. Воспитатель выбирает из того, чем располагает детский сад. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.

           Изобразительная деятельность детей 6-7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего наиболее законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связанно это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.

Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.

          В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды – из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки – изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза).

Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.

Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые усугубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.

Отбор предметов декоративного характера проводится с учетом того, что со многими из них дети уже знакомились в старшей группе. Для ребят 6-7 лет подбираются экземпляры с более сложной формой и росписью. Декоративные тарелки и блюда могут быть расписаны сказочными цветами, птицами и рыбами. Расширяется набор дымковских кукол: водоноска, франтиха под зонтиком, также доярка с коровой; наездник на коне, индюк с расписным хвостом и многие другие. Из каргопольской игрушки детям можно показать старичка, который поит коня, мужика – сеятеля, тройку и Полкана – сказочного полузверя, получеловека. Из филимоновских игрушек хорошо использовать лису с петухом, танцующие пары и другие образы, которые дети еще не видели. Из калининских можно отобрать курицу с затейливым хохолком и петуха. Из богородских игрушек детям будут интересны «Медведь и заяц идут в школу», «Баба - яга», «Медведь - футболист», «С добрым утром». Перечень игрушек может быть более разнообразным, но воспитатель отбирает лишь то, чем располагает детский сад.

Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6-7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.

Основные задачи декоративной лепки – научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.

Декоративное искусство условно. Приобщение детей к народному искусству естественно отражается на их мыслительной деятельности во время лепки. Так, среди детских работ можно увидеть украшенные налепами крылья и хвост сказочной птицы, шерсть барашка изображается ровными ритмичными рядами рельефа, что придает фигуркам законченный, декоративный вид. Следовательно, в подготовительной группе можно ставить задачу – подвести детей к некоторой условности в решении образа, которая проявится в оформлении предмета рельефом, росписью.

Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка влияют на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие – эффективные средства для развития у детей умственной активности.

Творчество народных мастеров, как уже отмечалось, не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группах у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях. Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.

Итак, вся работа по ознакомлению детей с предметами декоративного искусства и декоративной лепкой должна строиться по двум направлениям. Первое – это самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества, второе – самостоятельное создание детьми интересных, красивых, декоративных предметов из глины. Как показывает практика, оба направления действуют одновременно и дополняют друг друга. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть продуманны условия, стимулирующие детей к данным видам деятельности.