Статьи

Причины, механизмы и формы агрессивности у детей дошкольного возраста.

1. Причины, механизмы и формы агрессивности у детей дошкольного возраста.

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характери­зующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и ущерб, в конечном счете, наносится именно им.

А. А. Реан предлагает развести понятия «агрессия» и «агрес­сивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия - это намеренные действия, на­правленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному». Агрессивность - это свойство личности, «...выражающееся в готовности к агрессии».

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

1.Заболевание центральной нервной системы.

В случаях, когда агрессивность не носит патологического характера, над ее коррекцией работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением ос­новного заболевания. Но неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследова­ние ребенка и при необходимости - лечение у детского психи­атра.

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. От чего же дети дошкольного возраста защищаются?

Чаще всего они защищаются от сознательного или бессозна­тельного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо бо­лее серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения - отсутствия «базового доверия к миру».

3.Агрессивность как следствие нарушения семейного вос­питания.

Неприятие детей родителями.

Это одна из базовых причин агрессивности, кстати, не толь­ко детской.

Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы аг­рессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети ста­раются любыми средствами доказать, что имеют право на суще­ствование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь не­обходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей.

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Разрушение эмоциональных связей в семье.

К повышенной агрессивности ребенка может привести раз­рушение положительных эмоциональных связей как между ро­дителями и ребенком, так и между самими родителями, когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, их семья напоми­нает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ре­бенка настоящим испытанием, особенно если родители исполь­зуют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть «под горячую руку». В итоге ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людь­ми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соот­ветственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными за­мечаниями - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебреже­ние, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьез­ные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутст­вие его.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вредны, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подав­ляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обяза­тельно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения сто­роннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он - копился.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять сво­им ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого прояв­ления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родитель­ской любви. Результатом такого воспитания станет направлен­ное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запре­тами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение.

Избыток или недостаток внимания со сто­роны родителей.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как гово­рится, «и мамки и няньки». Родители с пеленок приучают ма­лыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся - вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся - держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и преду­гадать каждое его желание оборачивается против них. Если ро­дители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они по­лучают в ответ вспышку агрессии.

Диаметрально иная природа возникновения агрессии - аг­рессия детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления ро­дительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они дей­ствуют по принципу: «Лучше пусть отчитает, чем не заметит».

Запрет на физическую активность.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена на­копившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Отказ в праве на личную свободу.

Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начи­нает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно и окру­жающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадле­жит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно вы­делить ребенку отдельную комнату или отгородить его персо­нальный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной.

4.Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Совсем маленький ребенок может ногой ткнуть в бок собаку и отбежать, ударит песочной лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством - что будет? Шлепнет бабушку по щеке ладошкой и смеется. Бабушке обидно, а ему весело. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением разви­тия эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оце­нить эмоциональные последствия своей активности. Для них, что постучать палкой по доске, что по спине соседа - и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Настоящей аг­рессивности в них поначалу нет, но когда их поступки встреча­ют естественный отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями или завышенным болевым по­рогом совершенно непонятный), то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент у детей находится в тес­ной связи с развитием тонкой эмоциональности.

По мнению Г. Паренса, любая форма агрессии - враждеб­ность, упрямство, упорство, крики, истерики - вызвана попытками контроли­ровать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенст­вования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы.

Недеструктивная агрессия(настойчивое невраждебное са­мозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения человека. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необхо­димой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

Враждебная деструктивная агрессия- не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, полу­чить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребен­ка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некото­рых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизиру­ется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или дист­ресса.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИ

По направ­ленности на объект

Гетероагрессия- направ­ленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненорматив­ная лексика и т. д.

Аутоагрессия- направлен­ность на себя: самоуничи­жение вплоть до самоубий­ства, саморазрушающее поведение, психосоматиче­ские заболевания

По причине появления

Реактивная агрессия-представляет собой ответ­ную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссо­ра, конфликт и прочее)

Спонтанная агрессия-появляется без видимой причины, обычно под влия­нием каких-то внутренних импульсов (накопление от­рицательных эмоций, не­спровоцированная агрессия при психических заболева­ниях)

По целена­правленности

Инструментальная агрес­сия- совершается как средство достижения ре­зультата: спортсмен, доби­вающийся победы; стома­толог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко тре­бующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее

Целевая (мотивационная)агрессиявыступает как за­ранее спланированное дей­ствие, цель которого - нане­сение вреда или ущерба объ­екту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специ­ально нецензурно бранящий жену, и прочее

 

По открыто­сти проявле­ний

Прямая агрессия- направ­ляется непосредственно на объект, вызывающий раз­дражение, тревогу или воз­буждение: открытое прояв­ление неприязни, примене­ние физической силы или угрозы расправы и прочее

Косвенная агрессия- об­ращается на объекты, непо­средственно не вызываю­щие возбуждения и раздра­жения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и про­явление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка.

По форме проявления

Вербальная -выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о нали­чии отрицатель­ных эмоций и возможности на­несения мораль­ного ущерба про­тивнику

Экспрессивная -

проявляется невербальными средствами: жес­тами, мимикой, интонацией. В таких случаях человек делает угрожаю­щую гримасу, ма­шет кулаком или грозит пальцем в сторону противни­ка, громко извер­гает ненорматив­ную лексику

 

 

 

 

 

Физическая -прямое

применение силы для на­несения мораль­ного и физическо­го ущерба противнику

         

В норме проявление агрессии не может считаться поведен­ческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрас­тного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка.

2. Появление агрессивности у детей дошкольного возраста.

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслужи­вает и согревает чувством любви и приятия. В этот период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности явля­ются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивно­сти видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструмен­тальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от че­го-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и вообще не об­ращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приве­дут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрес­сивным.

Первый вариант воспитания агрессивности:чрезмерно предупредительные родители.

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрес­сии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения.

При малейшем промедлении в выполнении его желаний он на­чинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вер­бальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрес­сии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соот­ветствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Та­кое поведение сначала формируется дома, затем оно переносит­ся в общественную среду - детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ре­бенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности:родители эмо­ционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежи­тельно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).

Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочис­ленные истории болезней показывают, что большинство агрес­сивных детей в очень раннем возрасте были по разным причи­нам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернатив­ный вариант развития при отвержении матерью или при ото­рванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициа­тивный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных детей развивается где-то между этими двумя противоположными ситуациями, приводя­щими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психических осо­бенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

-    совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

-    восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механиз­мов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем управляемые механизмы психологической защи­ты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызы­вать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, кото­рый затем будет частично превращаться в чувство совести и об­растать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учит­ся контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окру­жающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование супер - Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления аг­рессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внут­ренний контроль в силу разных причин формируется недоста­точно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. То­гда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совес­ти, а из-за страха наказания или угрозы материальных и мораль­ных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабле­ние власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контро­ля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угод­но ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит.

Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родитель­ского поведения. Ведь подражая поведению родителей, мы до­биваемся одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения, мы получаем вожделенное ро­дительское (опять же!) одобрение. Правда, здесь есть одна слож­ность. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведе­ние взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрос­лые не всегда осознают противоречивые формы своего поведе­ния, зато, когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не лю­бим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

3. Организация условий в ДОУ, препятствующих становлению и проявлению агрессивности поведения личности.

Коррекционная работа с ребёнком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими – родителями. Комплексный подход к проблемам детей и семьи в ДОУ реализуется через такие виды поддержки, как психологическая, медицинская, педагогическая, социальная. Специалистами учреждения разрабатываются занятия с элементами тренинга, целью которых является оптимизация взаимоотношений в группе, развитие толерантности, навыков конструктивного взаимодействия среди сверстников, поведения в конфликте, умения противостоять стрессу.

В процессе работы с родителями через родительские собрания, лектории решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя, взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга, выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.

В ходе занятий решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми, обучение приемам регуляции психического равновесия, снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений, выработка эффективного стиля взаимодействия.

Индивидуальная работа начинается с первичного знакомства, установления доверительного контакта, создания безопасной обстановки, мотивирования на совместную работу. Следующим этапом работы является диагностика с цель выявления характера агрессивности, причин ее возникновения. Затем разрабатывается программа работы с ребёнком, которая в процессе взаимодействия может меняться. В индивидуальной работе используются техники сказкотерапии, телесно- ориентированной терапии, арт-терапии.

Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции, должен решить следующие задачи:

1. Дать ребенку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.

2. Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3. Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Выполнение этих задач дает возможность детям снизить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации.

Жизненное пространство ребёнка еще заполнено не столько логическими построениями и ролевыми отношениями, сколько яркими, эмоционально окрашенными образами. В коррекции агрессивного поведения используется техника «образа»:

1) визуализация смутно осознаваемых эмоциональных состояний, позволяющие специалисту конкретизировать те или иные аспекты агрессивности (например, проективное рисование «Я и мой гнев», «Я и мои страхи»);

2) образы психотравмирующих ситуаций, составляющие основной материл для психокоррекционной проработки;

3) образы - метки, позволяющие зафиксировать в сознании ребёнка промежуточные этапы психокоррекции (например, рисунок «Мое самочувствие в данный момент», «Состояние моей проблемы на данный момент»);

4) образы- идентификации (персонажи книг или кинофильмов, образы реальных личностей, на которых ребёнок хочет быть похож и с которыми себя идентифицирует);

5) «ресурсные» образы или памятные фантазии (образы, ассоциирующиеся с позитивным эмоциональным опытом и личностными ресурсами);

6) образы достижения - идеальные представления о себе в будущем, мотивирующие личностные переживания.

Индивидуальная работа обычно завершается словами напутствия, получением обратной связи от ребёнка о значимости для него проведенной совместной работы.

Задача специалиста, работающего с семьёй агрессивного ребёнком, убедить в необходимости изменений внутрисемейных взаимоотношений, стиля воспитания. Как правило, с родителями ведется индивидуальная работа. По мере необходимости практикуются совместные консультации специалистов с детьми и родителями. При необходимости проводятся детско-родительские консультации, терапевтические занятия.

Групповая работа. Участие ребёнка в психокоррекционных группах имеет огромное значение в развитии его личностных качеств, формировании навыков конструктивного взаимодействия в социуме.