Народное декоративно-прикладное искусство во все времена служило содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний о жизни и быте своего народа, формируют интерес к нему и положительное отношение.
В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с народным творчеством должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к декоративно-прикладному искусству, яркие эмоциональные переживания.
Всё это повышает интерес к народному творчеству и вызывает желание отражать явления из жизни в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, разработаны методы фронтального обучения и воспитания детей.
Изучение структуры различных форм недоразвития речи - в зависимости от состояния компонентов речевой системы, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. БеловаДавид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Л. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. IПаховская и др.).
Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов.
Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе.
В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию навыков декоративного рисования.
Актуальность исследования. Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей с ОНР к школе от учителей начальных классов.
В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.
Действительно, проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей с ОНР, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо.
В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка с ОНР к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.
Наиболее эффективно это делает декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали.
Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.
Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте.
Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.
Возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.
Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.
Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, - это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных).
Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц.
Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.
Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.
Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей.
Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку.
Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Цель дипломной работы: изучить формирование навыков декоративного рисования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- на основе анализа психолого–педагогической литературы выявить закономерности навыков декоративного рисования дошкольников с общим недоразвитием речи;
- подобрать методику диагностирования и выявить уровень формирования навыков декоративного рисования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: навыки декоративного рисования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: формирования навыков декоративного рисования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- беседа;
- изучение медицинской и педагогической документации;
- эксперимент.
Методологической основой данной работы являются труды Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Грибовой О.Е., Иншаковой О.Б.
Экспериментальной часть исследования проводилась на базе МДОУ №32 г. Новомосковска. В эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста.
Гипотеза. Предполагается, что разнообразие средств, методов и приёмов по формированию навыков декоративного рисования у дошкольников с ОНР влияют на уровень подготовки ребенка к письму.