Статьи

формирование навыков декоративного рисования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ВВЕДЕНИЕ

 

Народное декоративно-прикладное искусство во все времена служило содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний о жизни и быте своего народа, формируют интерес к нему и положительное отношение.

В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с народным творчеством должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания.

Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к декоративно-прикладному искусству, яркие эмоциональные переживания.

Всё это повышает интерес к народному творчеству и вызывает желание отражать явления из жизни в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определе­ны пути преодоления речевой недостаточности, содер­жание коррекционного обучения и воспитания, разра­ботаны методы фронтального обучения и воспитания детей.

Изучение структуры различных форм недоразви­тия речи - в зависимости от состояния компонентов ре­чевой системы, позволило подойти к научно обоснован­ной индивидуализации специального воздействия в ло­гопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова­Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жарен­кова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Л. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. IПаховская и др.).

Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов.

Основ­ным специалистом логопедического сада является ло­гопед, который осуществляет коррекцию речевых нару­шений у ребенка и совместно с воспитателями ведет под­готовку к школе.

В программе логопедического детско­го сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию навыков декоративного рисования.

Актуальность исследования. Педагоги детских садов часто слышат претензии по качеству подготовки детей с ОНР к школе от учителей начальных классов.

В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму.

Действительно, проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей с ОНР, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо.

В детском саду необходимо лишь хорошо подготовить руку ребенка  с ОНР к письму, тогда он спокойно перейдет к написанию букв.

Наиболее эффективно это делает декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали.

 Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.

Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте.

Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

Возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.

Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, - это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных).

Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц.

Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.

Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.

Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей.

Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку.

Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

Цель дипломной работы: изучить формирование навыков декоративного рисования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

  • на основе анализа психолого–педагогической литературы выявить закономерности  навыков декоративного рисования дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • подобрать методику диагностирования и выявить уровень формирования навыков декоративного рисования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: навыки декоративного рисования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: формирования навыков декоративного рисования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • эксперимент.

Методологической основой данной работы являются труды Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Грибовой О.Е., Иншаковой О.Б.

Экспериментальной часть  исследования проводилась на базе МДОУ №32 г. Новомосковска. В эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что разнообразие средств, методов и приёмов по формированию навыков декоративного рисования у дошкольников с ОНР влияют на уровень подготовки ребенка  к письму.