В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы, в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, в процессе игр, обследования материалов, экспериментов, а также в продуктивной деятельности, труде и других видах детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности.
Вот почему такие виды деятельности, как наблюдения и экспериментирование, наиболее близки и естественны для ребенка-дошкольника.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать.
Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром.
«Чувствовать – познавать – творить», – это три взаимосвязанных линии развития ребенка. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты.
Это: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей им организации, оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Актуальность темы. Экологический кризис, который на сегодняшний день угрожает всему человечеству и проявляется в катастрофах и стихийных бедствиях, это последствия антропогенного воздействия на природу. А потому, главной задачей в рамках устойчивого развития Государства является формирование экологической культуры населения, основа которой закладывается уже в дошкольном возрасте.
Поэтому, одной из наиболее эффективных форм проведения экологического занятия являются занятия, проходящие на экологической тропе.
Для детей дошкольного возраста возможны натуралистические занятия.
Увлекательные фенологические наблюдения с использованием загадок, пословиц и поговорок о природе, стихов классиков русской литературы о временах года способствуют обучению юннатов наблюдать за природными явлениями, жизнью животных и птиц, развивают творческие способности, закладываются основы экологической грамотности.
Педагоги с детьми начального звена могут играть в экологические игры на тропе, такие как «Узнай мои следы», во время проведения которой юннаты изучают следы животных и птиц на снегу, в зимний период.
Игра «Витаминная кладовая» дает юннатам знания о лекарственных растениях, их лечебных свойствах и необходимости их сохранения в природе.
В летний период юннаты могут научиться составлять лекарственные сборы, готовить в специально оборудованном помещении сухие травы для фитобаров.
В ролевой игре, этап «Культурная стоянка» юннаты могут получить представление о экологической культуре поведения в природе. Дети, как правило, получают практические навыки об экологических правилах разведения костра, утилизации твердых бытовых отходов, разбивке бивака основные навыки пешеходного туризма, которые можно применять в походах и экспедициях.
Экологическая тропа наряду с решением задач обучения и воспитания ребенка способствует его отдыху и гармоничному развитию.
Для реализации задач обучения и воспитания экологической грамотности педагоги могут использовать следующие методические приемы и формы организации работы.
- Стимулирование юннатов к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (через занятия, игры, сказки, конференции, беседы, викторины, КВН, праздники, просмотры видеофильмов по экологической грамотности, лектории).
- Технические средства обучения: карты, микроскопы и другое оборудование.
- Развитие творческого мышления, умение видеть последствия деятельности человека в природе.
- Исследовательские навыки и умения, принятие экологически целесообразных решений. Наиболее важным в этом вопросе является практическая деятельность детей в походах и экспедициях, изучение флоры и фауны местности, антропогенного воздействия на нее человеком.
На учебной экологической тропе обучение и воспитание становится единым процессом.
Именно так создаются условия для гармоничного сочетания мысли, чувства и действия ребенка, что является важнейшим условием сознательного отношения к окружающей среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Как сказано в учебной литературе по экологии «Приоритеты национальной экологической политики России» под редакцией С.Н. Бобылева: «Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе, жизнь человека на земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем». Вот почему каждому из нас нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании, остается не мало нерешенных проблем. Таких, как низкий уровень экологической грамотности населения.
Цель работы – изучение формирования экологических знаний о растительном мире в процессе проведения у детей старшего дошкольного возраста занятий на экологической тропе. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1) выявить особенности формирования экологических знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить экологическую тропу, как форму занятий;
3) рассмотреть методы и приёмы работы на экологической тропе;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических знаний о растительном мире в процессе проведения у детей старшего дошкольного возраста занятий на экологической тропе.
Предмет исследования – экологические знаний дошкольников о растительном мире.
Объект исследования – формирование экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников ДОУ №8 г. Кимовска в процессе занятий на экологической тропе.
Для того, чтобы исследовать экологические знания дошкольников, были применены следующие методы:
- было проведено исследование литературных источников для того, чтобы выбрать наилучший подход к решению данной проблемы;
- с группой исследуемых, была проведена беседа, в ходе которой дети получили представление об экологии;
- проводилось тестирование для определения уровня формирования знаний у исследуемых;
- были применены математические методы для подсчета и сравнения полученных результатов.
Методологическая база исследования: работы таких ученых и педагогов, как Ермакова А.С, Карташова Н.В., Иванова Т.С., Логиновская Т.Н., Лукичева С.В., Маневцова Л.М., Русских Г.А., Федорова Т. В., Хороших В. В. и др.
Гипотеза исследования. Предполагается, что занятия на экологической тропе обеспечивают высокий уровень экологических знаний о растительном мире старших дошкольников.
Структура дипломной работы: введение, две главы, в каждой из которых по 3 пункта, заключение, список литературы, приложения.
1.3. Методы и приёмы работы на экологической тропе
Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает2 кмиз расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы – организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Цели:
- расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи: экологическое обучение и воспитание; отдых посетителей; сохранение природы в прилегающей зоне.
Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы, следует дать краткую характеристику трех главных требований, которым она должна удовлетворять.
Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
Каждая тропа должна быть не похожа на другие. Это достигается не только проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности: причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.
Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.
Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но также и своеобразное эхо — отражение от стенок грота звука голосов, проезжающей машины, пролетающего самолета.
Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники, считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их естественном состоянии.
Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут слеует планировать таким образом, чтобы он по воз-можности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.
2. Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет, прежде всего, на выбор трассы. Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе.
Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т. е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению, практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями
3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с природой.
Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса, зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы.
Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района.
С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что учебные тропы создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление обо всей посещаемой территории.
Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство — ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождливых дней, в хозяйственной освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы.
Таблица 1
Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы
№ п.п. |
Вид работы |
Характер исполнения
|
1
|
Укрепление дорожно-тропиночного полотна, костровищ |
Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня |
2
|
Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм (информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, питьевой источник, мостики и др.) |
Применение слегка обработанного природного материала: камня, дерева, покрытых лаком
|
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
- запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
- с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
- в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
- топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
- на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
- курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
- движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
- по той же причине не стоит брать с собой собак;
- после себя не оставлять никакого мусора.
Учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
- педагогов и воспитателей, студентов;
- детей старших групп д/у;
- прочих граждан.
При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых (примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует оборудованный маршрут длиной около2 километров.
Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов, воспитателей и студентов. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов более полный; продолжительность маршрута около 2 часов.
Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе.
Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового многообразия природы прямо отвечает требованиям учебных программ по биологии.
Внимание посетителей любого возраста привлекают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микро-заказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц. Такие объекты используются для проведения школьниками исследовательской работы.
Экологическая тропа, прежде всего, создается для детей. Поэтому, если она правильно организована, то позволяет учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используется проблемный и исследовательский методы обучения.
Примерное содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы.
Поисковики – в составе 5-6 человек, любителей и знатоков, занимаются исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута.
Организаторы – проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой.
Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами. Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты. Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, членов эколого-краеведческого совета или учащихся из первой группы, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик. В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края. В итоге работы оформляют паспорт на экологическую тропу, который содержит следующие положения:
- Местонахождение.
- Значение тропы.
- Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния).
- Необходимые мероприятия.
- Изучаемые природные объекты.
- Ответственный за охрану тропы.
- Время создания тропы.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения.