В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих объяснять происходящие те или иные процессы и анализировать их роль в обществе, в правовой системе. В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих интерес, стоит вопрос об условиях и порядке заключения брака. Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права является одной из важнейших задач историко-правовой науки. В этой связи вполне объясним интерес ко многим социальным институтам, функционирующим как в ранних обществах, так и не потерявшим своего значения до настоящего времени. Большое значение в этом плане имеет изучение трансформации норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Проблемы семьи, регулирования брачно-семейных отношений, во все времена были в центре внимания государства. В настоящее время интерес в этой важнейшей социообразующей структуре общества еще больше возрос. Современная трансформация семейных отношений вызвала к жизни ее новые формы: союзы между лицами одного пола; фактические брачные отношения, не признанные правом; многобрачие, не нашедшее законодательного урегулирования. Все это требует осмысления процессов эволюции понятий и практического воплощения условий и порядка заключения брака в современном обществе. Эволюция семьи тесно связана с эволюцией общественных отношений, поэтому рассмотрение основных институтов брачного права, условий и порядка заключения брака важно для установления особенностей исторического движения народов и для изучения правовых отношений в ранних государствах, а также генезиса правовых установлений в современных правовых системах.
Становление и развитие законодательства России об условиях и порядке заключения брака в XI-XIX вв.
Первой формой брака у славянских народов было насильственное похищение невесты. Такое положение сохранялось даже после того, как была закреплена христианская форма брака, о чем свидетельствует ст.2 Устава Ярослава о судах, которая предусматривает ответственность за несоблюдение христианских форм брака.
С принятием христианства заключение брака стало находиться в юрисдикции церкви, которая уже с одиннадцатого века присвоила себе право утверждения брака. Для заключения брака требовалось согласие родителей, достижение брачного возраста (для женщин — 13-14 лет; для мужчин— 15 лет). К этому времени уже оформились препятствия к заключению брака. Кроме запрета на брак с близкими родственниками, запрещались браки с иноверцами, не признавались браки разных социальных слоев, запрещались многократные браки. Позднее, в XIV-XV веках, стал разрешаться третий брак, но только в том случае, если в двух первых не было детей. Основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений с этого времени становится Кормчая Книга, которая содержала понятие брака, смысл которого состоял в образовании союза мужчины и женщины с целью рождения детей и избежания греховной жизни.
Одним из первых законодательных памятников, где стали прописываться нормы брачного права, стало Соборное Уложение 1649 года. В период правления Петра I брачно-семейное законодательство претерпело определенные изменения. Им были отменены сговорные записи о браках, безусловное подчинение детей родителям при выборе брачного партнера. В этот же период существенным изменениям был подвергнут возраст вступления в брак — повышен на пять лет, изменилась политика и в отношении браков, заключаемых с лицами другой национальности и инославных вероисповеданий, а также к бракам между раскольниками. Вводились дополнительные условия для вступления в брак в отношении определенных категорий военнослужащих — разрешение начальства. Для них же был установлен особый возраст для вступления в брак — 25 лет.[1]
Свод Законов Российской империи начала XIX века усложнил законодательство о браке. Во-первых, был установлен предельный брачный возраст — 80 лет.[2] Во-вторых, изменения коснулись лиц, состоявших на военной или гражданской службе, которые не могли вступать в брак без разрешения начальства. Кроме того, для лиц, состоящих на военной службе, устанавливались: особый возраст для вступления в брак — не ранее 25 лет; наличие имущественного обеспечения в виде недвижимости или единовременного денежного вклада в размере 5000 рублей.[3] Для лиц, состоящих на гражданской службе, требования были несколько мягче.
Во второй половине XIX века законодательство о браке претерпело некоторые изменения. Церковно-государственное право предусматривало следующие обязательные нормы для вступления в брак всех граждан, вне зависимости от принадлежности к тому или иному сословию: определенный возраст для вступления в брак; отсутствие родства и свойства между женихом и невестой до четвертой степени включительно; согласие родителей на брак; согласие на брак лиц, вступающих в брак. Препятствиями к заключению брака служили: сумасшествие одного из лиц, вступающих в брак; не мог быть заключен четвертый брак; прежний непрекратившийся брак; различие вероисповеданий. Порядок заключения брака также обставлялся многими формальностями. К ним следует отнести брачный обыск, т.е. опрос брачующихся и свидетелей о неимении законных препятствий к заключению брака; троекратное воскресное оглашение в церкви. Все это делалось для того, чтобы отследить возможные препятствия к заключению брака. Заключение брака также производилось приходским священником, который после завершения процедуры бракосочетания, вносил запись в метрические книги, что являлось, по сути, официальной регистрацией заключения брака.
Порядок и условия заключения брака в советской России и Российской Федерации
1917 год явился переломным в жизни России, как в плане установления нового общественного строя, так и нового российского законодательства. Отделение церкви, считавшей семью сферой своего действия, от государства повлекло за собой коренную ломку брачно-семейного права, в частности, условий и порядка заключения брака. Один из первых декретов советской власти о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния1917 г. был направлен на борьбу с нормами церковного права. Дальнейшие законодательные установления советского государства — Кодексы1918 г. и1926 г. — продолжили политику борьбы со старыми нормами, которые стали отвергаться как несоответствующие требованиям пролетарского государства. В стране вводился гражданский брак. Сама процедура заключения брака была значительно упрощена. Были сняты запреты с лиц, состоящих на военной или гражданской службе, вступать в брак без дозволения начальства. В отличие от правил церковного брака, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак был лишен такого ограничения.
Нормами Декрета о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния многие нормы церковного права, регулирующие брачно-семейные отношения, отменялись. Отмена церковного порядка заключения и расторжения брака давали простор для разрешения семейно-правовых конфликтов в соответствии с провозглашенными принципами, один из которых заключался в полном равноправии мужчины и женщины. Брачный союз теперь рассматривался не как освященный церковью союз, а как свободный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью ведения совместной жизни. Определяющим становилась свободная воля лиц, вступающих в брак, что определяло и семейные правоотношения в целом. Результатом дальнейшей правотворческой деятельности стало принятие в 1918 году Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, содержащим ряд новелл. Брак определялся как отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы, сотрудничества. Устанавливалось, что возникновение брачных отношений возможно лишь при условии их государственной регистрации.
Раздел Кодекса о брачном праве открывался статьей о признании государством лишь гражданского брака. Однако, в отличие от Декрета 20 декабря1917 г., Кодекс уже содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета. Это положение было зафиксировано в Примечании к ст.52, в которой указывалось, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением условий и формы, предусмотренных статьями прежде действовавших законов гражданских, имеют силу зарегистрированных браков. Следует также отметить, что согласно определению Высшего судебного контроля советское государство на тот момент не навязывало обязательной регистрации брачных отношений. В этом проявилась противоречивость первых законодательных актов советского государства в области регулирования брачно-семейных отношений.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР1926 г. явился следующим этапом реформирования советского права. В основу Кодекса легло определение понятия брака в качестве наличия таких фактических отношений между мужчиной и женщиной, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12 КЗоБСО).
Четко определялось, что только зарегистрированный брак порождает взаимные права и обязанности супругов, однако появилось положение, в соответствии с которым цель регистрации брака — в интересах государственных и общественных, ради охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Регистрация брака теперь рассматривалась как бесспорное доказательство наличия «брака.
Таким образом, начавшаяся в 1917-1918 гг. ломка семейных отношений, освященных церковью, получила свое логическое завершение Кодексом 1926 года, устанавливающим в том числе условия и порядок заключения брака, которые, по сравнению с законодательством Российской империи, претерпели коренные изменения.
Советское государство в первые годы своего существования прошло определенную эволюцию в вопросах совершенствования брачно-семейного права. Особенностью являлось то, что в отличие от императивного регулирования, которое было характерным для законодательства Российской империи, в первые годы советской власти регулирование брачно-семейных отношений носило в большей степени диспозитивный характер. Но такое положение сохранялось достаточно недолго. Новым этапом в трансформации советского семейного права с 1944 года стала политика императивного регулирования брачно-семейных отношений, которая выразилась в том, что государство отказалось признавать фактические брачные отношения, введя обязательную регистрацию заключения брака.[4]
Понятие брака в советском законодательстве этого периода также отсутствовало, но оно вытекало из самой сути семейно-брачных норм исследуемого периода. Под браком понимался свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в установленной законом форме. Установленная законом форма - это, прежде всего, юридическая регистрация брачных отношений.[5] Фактические брачные отношения государством уже не признавались. К зарегистрированным бракам приравнивались религиозные браки, совершенные до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния. С фактическими супружескими отношениями вне зависимости от их длительности, правовые последствия не связывались.
Условия заключения брака не претерпели особых изменений с1917 г. и в дальнейшем были закреплены в нормах Кодекса о браке и семье РСФСР 1969г.: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста. Провозглашался принцип единобрачия (моногамии), что повлекло за собой включение в уголовное законодательство советского государства норм, предусматривающих ответственность за многоженство. Другие условия заключения брака, характерные для законодательства Российской империи, начиная с1917 г., в семейно-брачное законодательство включены не были. Кодекс1969 г. фактически повторил эти положения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период расцвета советской власти, брачно-семейные отношения носили больше императивный, чем диспозитивный характер, что способствовало контролю государства над такой важнейшей ячейкой общества как семья. Это было установлено и тем, что законодательством советского периода правовые последствия предусматривались только за зарегистрированными в установленном порядке брачными отношениями; фактические брачные отношения во внимание не принимались.
Правовым аспектом порядка и условий вступления в брак по семейному законодательству РФ является возникновение прав и обязанностей супругов со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Это положение российского законодательства представляется нам дискуссионным. Как известно, до 1944 года в России фактические брачные отношения приравнивались к официально зарегистрированным отношениям. Регистрации брака отводилась только роль бесспорного доказательства брака. Таким образом, защищались права рожденных в браке детей, оперативно решались вопросы, связанные с наследованием и т.п. В настоящее время большинство пар не регистрируют свои фактические брачные отношения. Права детей, рожденных в результате фактических брачных отношений, не защищены. Статистика свидетельствует, что почти 25% детей рождаются вне брака.[6] Поэтому в настоящее время назрела необходимость приравнять фактические брачные отношения к зарегистрированному браку со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
Зарегистрированный в установленном порядке брачный союз в ряде стран имеет альтернативу в форме простого брачного сожительства или зарегистрированного в церковной форме брака. Кроме того, многие европейские страны (и не только — как известно, закон о статусе гомосексуальных пар обсуждается и в Мексике) пришли к пониманию того, что следует урегулировать правовыми средствами возникающие отношения, связанные с фактическим сожительством лиц одного пола. Российским законодательством браки между лицами одного пола не признаются. И хотя, как уже было сказано выше, понятие брака в Семейном кодексе РФ отсутствует, однако оно вытекает из основополагающих принципов отечественного семейного права — это союз мужчины и женщины.
Следовательно, сожительство между двумя лицами одного пола не является браком, правового оформления требуют только их имущественные отношения по правилам гражданского законодательства.
Анализ норм семейного законодательства, регулирующих заключение брака российскими гражданами на территории иностранного государства показывает, что достаточно соблюдения условий ст. 14 СК РФ для того, чтобы брак признавался действительным на территории РФ, при этом остаются без внимания условия ст. 12 и ст. 13 СК РФ о добровольном согласии и достижении брачного возраста.[7] Новеллой Семейного кодекса РФ явилось включение в него нормы о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Такое обследование проводится учреждением государственной и муниципальной системы здравоохранения бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены будущему супругу только с согласия лица, прошедшего обследование. Многие маститые исследователи говорят о том, что есть смысл снять в законодательном порядке такое ограничение и обязательно информировать лицо, вступающее в брак о наличие у будущего супруга ВИЧ-инфекции, что являлось бы нарушением норм о медицинской тайне. Но, с другой стороны, если у лица, вступающего в брак и добровольно прошедшего медицинское обследование, будет обнаружено наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то, на наш взгляд, у него должна быть не только моральная, но и правовая обязанность сообщить об этом лицу, с которым он намерен вступить в брак.
Недопущение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, является одним из принципов отечественного семейного права — принципом моногамии, который был заложен еще законодательством Российской империи и продолжен в законодательстве советского периода. В целях недопущения полигамии ст.26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусматривается обязательное указание в заявлении лиц, желающих вступить в брак, состоял ли каждый из них в другом браке или нет.
Исследователями отмечается, что принцип единобрачия должен рассматриваться как своеобразное средство охраны здоровья супругов и их потомства, а также обязательный элемент упорядочения отношений в области брака и семьи. Также отмечается, что эпизодически появляющиеся предложения об отказе от принципа единобрачия и законодательном разрешении полигамных браков (многоженстве) путем внесения соответствующих изменений в СК выглядят совершенно неприемлемыми, как противоречащими основным началам семейного законодательства и традициям русского народа. Диссертанту такой подход представляется дискуссионным.
Еще законодательством Российской империи были предусмотрены случаи отхода от принципа единобрачия, который не распространялся на лиц, исповедующих магометанство. Случаи незарегистрированного брачного сожительства с двумя женами зафиксированы в ряде республик Северного Кавказа. Что касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах гражданского состояния она производится органами загса, а равно поселковой (сельской) администрацией в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.[8] Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.
Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа загса об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе загса. По желанию лиц, вступающих в брак, орган загса обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т. п.).[9]
Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака, как установлено п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак.
Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака. За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда.
В документах, удостоверяющих личность лиц, вступивших в брак, согласно п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ и п. 12 Описания бланка паспорта гражданина РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака. Форма такой отметки (оттиска штампа) установлена приложением 4 к Инструкции о порядке выдачи, замены и учета паспортов гражданина РФ. СК устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них. Жалоба на решение органа загса может быть подана по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по месту нахождения органа загса.[10]
Заключение
Таким образом, в течении XI-XIX вв. российское законодательство о порядке и условиях заключения брака претерпевало определенную трансформацию, в результате которой все больше усиливалась роль церковно-правовых установлений, брачно-семейные отношения регулировались императивными нормами, что продолжалось до1917 г., времени коренных преобразований в России.
Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. Условиями заключения брака являются: наличие добровольного согласия лиц, вступающих в брак; возможность заключения брака только о между мужчиной и женщиной; достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста; отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных действующим законодательством.
[1] Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. - "Бератор",2004 г.
[2] Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю Семейное право. Учебное пособие. М. Новый юрист,2004
[3] Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 1998.
[4] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник. - М., 1999
[5] Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ - "Норма",2006 г.
[6] Васильев Ю.В., Микаелян О.С., Свечникова Л.Г. Заключение брака. Изд-во СтГАУ "Агрус". Ставрополь. 2004 г, стр. 164.
[7] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изм. и доп. от 21 июля2007 г.)
[8] Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 18. 07. 2006 г. № 121–ФЗ).
[9] Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
[10] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Краткий учебный курс. - М. Изд-во Норма, 2000