Статьи

Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты Высшего образования

Новомосковский филиал

Университет Российской Академии Образования

Кафедра педагогики и психологии

Факультет психологии

 

 

реферат

по предмету: Педагогика ВШ

на тему: «Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты Высшего образования»

 

 

 

Выполнила: студентка группы П-04

Чиченкова Людмила Александровна

Проверил: Орлов Александр Андреевич

 

 

 

Новомосковск, 2009 г.

Концепция развития человеческого потенциала исходит из взглядов выдающегося учёного Махмуб уль-Хака, инициировавшего подготовку мировых докладов о развитии человека в рамках Программы Развития ООН (ПР ООН), начиная с 1990 г. Им была обозначена главная идея: смысл и цели общественного развития состоят в расширении возможностей каждого человека, реализовать свои потенциалы и устремления, вести здоровую, полноценную жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.

В качестве исторических источников концепции человеческого потенциала можно назвать взгляды А. Смита, считавшего человека частью общественного богатства и целью общественного производства. В том же русле мыслил А. Маршалл, связывая напрямую накопление богатства с развитием человека.

Важный вклад в концепцию человеческого развития внесла идея «человеческого капитала». У её истоков стоял в 50-60-е годы ХХ века Т. Шульц. Под человеческим капиталом он понимал совокупность задач, компетенций, выполняющих важную роль в качестве средства производства. Это дало возможность рассчитывать экономическую роль образования, науки, здравоохранения и рассматривать эти сферы как источники экономического роста.

Позднее образовалось новое направление – «развитие человеческих ресурсов», предполагавшее максимализацию человеческого потенциала и его эффективное использование в целях экономического и социального развития. В рамках этой теории сложилось представление, что вложение в человеческий капитал оказываются экономически эффективными.

Особая роль в формировании концепции человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амарантьи Сена. Он трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. А. Сен считает, что цель общественного развития – не беспредельное увеличение производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми. Его позиция: возможность и выбор тесно связаны не только между собой, но и со свободой – как негативной (свободой от голода), так и позитивной (свободы осуществлять свои жизненные устремления).

В контексте российского дискурса о человеке проблематика человеческого потенциала исследовалась Институтом человека РАН под руководством Б. Г. Юдина.

Проблема человека всегда была предметом дискуссионных оппозиций, отражая уровень человеческой саморефлексии в различных философских, религиозных и идеологических концепциализациях. Хотя они и имеют собственное самоценное культурное значение, но вместе с тем реальные запросы практики нуждаются в ясных и операциональных определениях и подходах. Именно такая установка реализуется в ежегодных Докладах о человеческом развитии, подготовленных под эгидой Программы развития ООН (ПР ООН, англ. – YNDP).

В определённых границах интегральным показателем, способным отразить тенденции развития человека, поддающимся операционализации и сравнению во временной и пространственной динамике, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является более точным критерием прогресса, чем, например, общепринятые критерии ВВП или национального дохода.

ИРЧП – это попытка измерить и сравнить достижения стран в повышении качества жизни населения. Он состоит из трёх показателей: ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), душевного дохода в реальном исчислении и доступности образования.

Для России базовый ИРЧП представляет собой сложный индекс, включающий:

1)   ожидаемую продолжительность жизни на момент рождения;

2)   уровень грамотности взрослого населения;

3)   ВВП в расчете на душу населения.

Итоговый ИРЧП для Российской Федерации рассчитан на среднее арифметическое от трёх вышеуказанных показателей.

В 1995 ИРЧП для Российской Федерации составлял 0,760 (единица составляет 100%). В 1993 г. он имел более высокий уровень – 0,804. Тогда в рейтинге стран пот этому показателю Россия оказалась на 57 месте среди 174 стран. Падение индекса (ИРЧП) означало, что   она перешла из разряда стран с «высоким показателем» в разряд стран со «средним уровнем развития».

Сравнительный анализ статистических данных по годам позволяет выявить динамику развития человека по базовым параметрам и суммарному индексу ИРЧП.

Региональные различия таковы: самый высокий ИРЧП (в Москве) равен 0,867, самый низкий (в Туве) равен 0,520.

При анализе человеческого потенциала в России особенную тревогу вызывает проблема сохранения человеческой жизни, в частности в её гендерном измерении. Например, вероятность того, что при рождении ОПЖ составит 65 лет в соответствующих возрастных когортах интервале 1995-2000 гг. у женщин составляет 77%, а у мужчин всего лишь 46,5%. Сегодня в России разрушаются природные основы человеческой индивидуальности, появляются нежизнеспособные поколения молодых людей. И хотя это лишь один из многих аспектов проблемы человека «общество риска», но какой всё же неприятный. Все больше распространение получают такие угрожающие жизни девиации, как алкоголизм, наркомания, убийство и самоубийство.

Представление о том, как обстоят дела с человеческой жизнью в России, даёт Доклад Уполномоченного по правам человека. Конституционное право на жизнь подвергается испытаниям. Вот некоторые факты из этого Доклада: за последние 10 лет жертвами убийств стали 300 000 человек; по числу умышленных убийств на 100 000 населения страна занимает второе место в мире.

Для образовательной сферы эта проблема приобретает особый смысл. Приводимые данные, динамика ИРЧП и отчетливая негативная тенденция в нё базисном показателе – сохранение жизни – предполагают в процессе социализации, образования и воспитания ориентацию на культуру жизненного поведения, сохранение жизнеспособности человека, повышение его адаптационных возможностей, в выборе жизнеспособных, а не саморазрушающих стратегий поведения.

Таким образом, приоритет в социально-экономическом развитии России мы видим в сохранении человеческой жизни и жизнеспособности населения. Кто будет учиться на всех трёх уровнях образования (начальное, среднее и высшее), если ситуация с состоянием здоровья и уровнем жизнеспособности среди подростков и молодёжи критическая, чреватая множеством рисков? Недвусмысленно вырисовывается приоритетная задача для всех ступеней социализации и уровней образования – сохранение человеческой природы; сохранение уникальной, естественной, данной по факту рождения человеческой жизни; сохранение жизнеспособности российского человеческого ресурса; формирование посредством обучения и воспитания жизнеохраняющих практик, способствующих реализации человеческого потенциала.

Именно поэтому встает ряд принципиальных вопросов, обращающих внимание на различия между философией образования и технологией обучения:

  1. Что следует понимать под образованием человека? В чём суть современной философии образования?
  2. Какова желаемая модель образованного человека? Чем обусловлены её содержательные характеристика?
  3. Каков orbo amoris (иерархия предпочтений) в сфере образования в целом и высшего в частности?

В ответе по первому вопросу на позицию, пока ещё не получившую широкого распространения. Это толкование образования как категории бытия, а не только и не столько как знания. Такая практика образования преодолевает чисто инструментальный, прагматический подход к использованию знания. Оно понимается как образование личности, как развитие индивидуального, уникального в определённом смысле субъекта творческой деятельности, как реализация его человеческого предназначения. Существует ещё один важный аспект в философии образования. Это вопрос – чему служит знание, формированию каких целей оно способствует?

Феноменологическая аксиология ХХ века (М. Шеллер) сформировала три высшие цели, которым знание служит и должно служить: «во-первых, становлению и полному развитию личности, которая «знает», - это «образовательное знание». Во-вторых, становлению мира и вневременному становлению самой высшей основы… бытия мира… Это знание… называется спасительным или святым знанием. Третья цель – практическое господство над миром и его преобразование для человеческих целей и намерений. «Образовательное знание» даёт философия, «спасительное» - религия, «практическое знание ради государства и достижений» - наука.

Ответ на вопрос о желаемой модели образованного человека также тесно связан с определённой философией образования. Кратко её можно определить так: образованный человек – это творческая личность, на основе полученных знаний самостоятельно мыслящая, способная к инновациям и организации собственной жизни, руководствующаяся мотивами ответственности в своей деятельности. Такая модель образованного человека в условиях наступающего «общества знаний» в XXI веке может более адекватно реагировать на вызовы цивилизованного развития, чем, например, «узкоспециализированный профессионал».

Проблемы, с которыми сталкивается российская система образования, характерны и для развитых стран: это качество образования, его доступность, эффективность образовательных систем, перспективность и открытость образования. Они по-разному решаются в разных социальных и культурных контекстах. Россия в каждой из этих проблем имеет свои особенности, но во основе их решения лежит всё же определенная концепция («философия») образования, понимаемая его сути модели образованного человека и приоритетов сфере образования.

По отношению к высшему образованию речь может идти о приоритете развития личности и о приоритете ответственности человека за свою жизнь, выбор в развитии, профессионализм в избранном жизненном деле.

                            (Статья В. Верескиной, доцента Кафедры философии РАН «Динамика развития человеческого потенциала и приоритет высшего образования». Журнал «Высшее образование в России». 2 (05)