Богатейшее царство флоры - от бактерий до знакомых каждому растений поражает своим разнообразием. Постижение его тайн ведет к пониманию той жизненно важной роли, которую растения играют в нашей жизни. На более ранних стадиях развития человеческого общества человек не отделял себя от природы. Его мышление превращало природу в живое существо, такое же, как и сам человек. «Когда пигмей очень счастлив, он может выйти на поляну и танцевать там в паре с лесом». «Реку Обь инородцы считали живым божеством». О племени галласов в Эфиопии: «Он (галлас) любит природу, чувствует ее, живет с ней, и ему кажется, что она так же одарена душой». Такие примеры можно было бы продолжить. Первобытный человек не отделял себя от окружающей природы. Он знал, когда и как вести себя в конкретной природной обстановке. От его поведения зависело его будущее. Мышление человека было направлено на сохранение природной среды, в которой он обитал. У человека вырабатывались особые правила поведения, благодаря которым он выживал.
Следы почитания растений видны в Травниках, где им приписываются многие чудесные свойства. Вероятно, причиной тому были лекарственные свойства многих растений, известные с давних пор. Есть множество разсказов о целебных свойствах деревьев; есть, и юмористические поговорки и повести, свидетельствующие, что вера эта поколеблена. Известна поговорка: “из дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана”. Укажем на фривольный разсказ, до сих пор живущий в народе о Николе Дуплянском, в котором сохранился отголосок поклонения деревьям или существам, живущим в дуплинах. Ключевский отметил значительное влияние финнов на религиозное миросозерцание русского народа. Финские племена, занимавшие среднюю и северовосточную часть теперешней Европейской России, поклонялись силам и предметам внешнего мира. У поволжских финнов особенно развит культ воды и леса. Некоторые черты этого культа отразились в религиозном миросозерцании великороссов. Вообще, точек соприкосновение в верованиях финнов и русского язычества не мало. Так, вера в лешего существует, как среди финнов, так и среди русских; то же самое должно сказать о водяном. Акад. Ключевский указывает на сходство русской былины о Садке в некоторыми эпизодами из финской Калевалы и полагает, что миф о водянике, как он встречается в Новгородской области, заимствован у балтийских финнов.
Приведённые академиком Ключевским факты говорят главным образом о влиянии русских на финнов-язычников. Без сомнения, и финны влияли на религиозное миросозерцание русских. Но при этом необходимо принять во внимание, что почитание воды и леса могло возникнуть среди русских славян и самостоятельно: русский человек всюду видел воду и лес, был окружён водной и лесной стихиями, был в зависимости от них: естественно, что у него могло возникнуть почитание воды и леса. В таких же условиях был и финн, почитавший воду и лес. Одинаковые условия порождают одинаковые следствия. А потому почитание воды и леса могло возникнуть и самостоятельно следи славян. Император Константин Багрянородный упоминает о священном дубе на острове св. Георгия, которому поклонялись Руссы. Руссы – Константина Багрянородного, вероятно, варяги. Следовательно, можно усматривать и варяжское влияние на религиозные верования славян, если только варяги не переняли обычая кланяться деревьям у славян.
Известно, что и татары кланялись деревьям: у них был обычай обводить вокруг куста. Вообще поклонение деревьям было весьма распространено и трудно указать, какой народ у кого заимствовал эту религиозную форму. С течением времени почитание деревьев, конечно, приняло у нас другую форму, подверглось влиянию христианства. Так в 18 столетье существовал обычай служить молебны под деревьями, что было видоизменением старого обычая кланяться самим деревьям. Не даром Феофан Прокопович в духовном Регламенте запрещает “пред дубом молебны петь”.
Может быть остатком почитания деревьев служить празднование “Семена”, - “праздник свечи, или женитьбы свечи”. Празднование Семена состояло в том, что в Киев в ночь с 1 на 2 сентября на базарах ставились ёлки и увешивались фруктами, плодами, арбузами и проч. Также ставились напитки и кушанья. Празднество совершалось всю ночь. Верстах в 10 от г. Лубен, у священной криницы по окончании ярмарки посетители ночью разсыпались по склонам гор и зажигали свечи. В этот вечер у криниц продавалось свечей рублей на 300 кроме тех, которые были принесены из дому. Чествование дерева с зажиганием на нём свечей довольно обычно на украинских свадьбах. Аналогичные обряды существуют в Германии, Италии, у Бурят, Остяков и проч. В 1783 г. священ. Яковлев донёс Псковской духовной Консистории, что в Зачеренском погосте, в церковной ограде, близ храма лежит большая упавшая сосна, которой народ воздаёт почитание. Многие сходились к ней на Ильинскую пятницу, приносили восковые свечи, сыр, мясо. Сосна была уничтожена войсковой командой. Наконец, в Осетии до 1876 г. в семье Атаевых хранился и почитался сосновый обрубок пуда в 2 весом, будто бы способствовавший богатству семье. По совету благочинного этот обрубок был сожжён. Остатки почитания деревьев и до сих пор можно наблюдать в Смоленской губернии; на Троицын день девушки выбирают в лесу три растущих вблизи одно от другого молодые деревца – берёзку, рябину и ёлочку, повязывают их поясом, убирают цветами и, взявшись за руки и, двигаясь вокруг этих деревьев, распевают песни.
В поместье Хреновое, Бобровского уезда, Воронежской губернии, до сих пор сохранился обычай, живо напоминающий языческую старину. Молодые после венчанья, непосредственно выйдя из церкви, едут к дубу, стоящему недалеко от села, и три раза объезжают вокруг него. Этот дуб очень древний. Он уже усох, но не потерял уважения. В селе Тишакове, Бобровского уезда, Воронежской губернии, молодые объезжают вокруг ракитова куста, который от села на разстоянии версты в полторы. В селе Александровке, Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии после венчанья жених вместе с дружком объезжают три раза вокруг церкви, потом жених делаем земной поклон на паперти, и кладёт какую ни будь монету. Этот обычай, очевидно, пережиток: вместо дерева обходят вокруг церкви. И в других местах нашего обширного отечества современные простые русские люди почитают деревья, преимущественно стоящие над источником. К кринице приходят молиться от какого-либо недуга, чаще всего от глазной болезни; пришедший читает христианские молитвы, пьёт воду, умывается ею.
Приносится и жертва: на ветви дерева вешают разноцветные ленточки, лоскутки, ниточки; туда, где ветка отделяется от ствола, кладут куски хлеба, а в воду бросают медные монеты, предпочтительно старые. Тут почитание дерева и воды совместно. В Смоленской губернии можно увидеть остатки почитание камней и деревьев. В селе Лучесах Ельнинского уезда Смоленской губернии есть источник за мельницей, называемый “чёрным ручьём”, вероятно потому, что дно его от черноземной почвы тёмное. Вода этого ручья считается целебной от глазных болезней. В одном глухом месте, где красивое дерево склонялось над водою, можно было видеть на дне ручья медные монеты, а на дереве разноцветные ленточки, - это жертвы источнику. В селе Уколове Смоленского уезда, недалеко от села, в болотистом овраге из-под берёзы бьёт ключ с очень холодной водой; летом эта берёза всегда бывает увешана ленточками и полосками разноцветной материи; часто вокруг источника, на земле или чаще на сучьях деревьев, можно видеть кем-то принесённые куски хлеба. В илистом дне источника, покопавшись, можно найти и монету, обыкновенно старую медную, вышедшую из употребления. Ходят на поклонение этому источнику обыкновенно женщины; в чём состоит поклонение, сказать не можем, так как на поклонение ходят в строжайшей тайне. Не забыто и поклонение камням. Близ вышеупомянутого села Лучеса в яме на берегу реки лежал камень, пользовавшийся уважением крестьян. Шла молва, что под камнем скрыт клад, но он заклят и взять его нельзя.
Недалеко от этого камня стояла старая дуплистая ракита, странной раскидистой формы. Ракита пользовалась, каким то почётом: несмотря на её очевидную безполезность, её не рубили на дрова. Говорили, что под ракитой, не то в её дупле, скрыт клад. Кто-то когда-то вздумал, было овладеть этим кладом под Ивана Купалу; он было уже нащупал щуном (железный прут) котелок; как вдруг вблизи появилось безчисленное множество войск, проходивших рядами. Искатель клада убоялся и убежал.
Аристотель писал: «Душа существует в теле, и она связана с ним, погружена в тело. Для изучения души необходимо изучать тело. Исследуя тело, изучаем душу. Аристотель различает уровни развития души: у растения - растительная душа, у животного - животная, у человека – разумная».
К. Маркс писал: «Животные и растения, которых обыкновенно считают продуктами природы, в действительности являются продуктами труда не только пришлого года, но в своих современных формах и продуктами изменений, совершавшихся на протяжении многих поколений под контролем человека, при посредстве человеческого труда». Это касается и диких животных и растений. Чтобы усвоить их, перевести в энергетику своего тела и тем самым обеспечить саму жизнь своего тела, человек должен трудиться, занимаясь охотой или собирательством.
Айны всегда заготовляли дрова, пользуясь баграми для обламывания сухих веток. Хотя это было более трудоемко, но деревья они рубили только в крайних случаях. Их сознание, их психология были направлены не на то, чтобы с меньшими усилиями заготовить больше дров, а на то, чтобы сохранить окружающую обстановку. Они сознавали, что им тут жить и их жизнь зависит от благополучия леса, а не от скорости заготовки дров и количества затраченного на это труда. Современные лесорубы знают, что лес рубить нужно не варварски. Но их благополучие зависит не от состояния леса после рубок, а от того, как много его будет вырублено. Да и продукт их труда тоже отчуждается. Отчуждение же их от природы происходит еще раньше: еще до начала рубок мысли рабочих и их руководителей направлены на то, чтобы произвести работы быстрее, на чем-то сэкономить, пусть и в ущерб будущему лесу.
Другой пример. Тунгусы всегда тщательно гасят после себя костры, чтобы не вызвать лесного пожара. Русские же рабочие на золотых промыслах с огнем обращались вольно, и нередко тайга выгорала на тысячах гектаров. В своем сознании эвенки (тунгусы) не отделяли себя от тайги. Они жили благодаря существованию леса. Психология же пришлых рабочих была отчуждена от вопросов сохранения леса. Сейчас нефтяники Западной Сибири прекрасно знают пагубность своих действий в отношении тайги, но все, начиная от самых высоких руководящих лиц до простых рабочих, не стремятся сохранить его: их благоденствие определяется другим продуктом труда — нефтью. И сколько бы мы ни пропагандировали необходимость охраны тайги, этого не будет до тех пор, пока люди не осознают своей зависимости от природы. Люди прекрасно осознавали свою зависимость от природных ресурсов своего края. К сожалению, этого нельзя сказать о современных обществах.
В сознании современного, отчужденного от природы и продуктов своего труда, человека практически нет тормозящих установок. В нашем современном обществе представления о том, что животных и растения нужно охранять, носят главным образом лишь теоретический характер. Возьмем, к примеру, случай с реликтовой полярной березкой вблизи границ Центрально-Черноземного заповедника. Его работниками был умышленно пущен слух, что березка лекарственная, и поэтому ее нужно охранять. Надеялись, что на лекарственное растение не поднимется рука браконьера. Но получилось наоборот: березка была выкорчевана вместе с корнями. Психология этого преступления очень проста. Реликтовое растение уничтожили ради сиюминутной выгоды, не заботясь о будущем.
И везде причина этих печальных явлений — отчуждение человека от природы в погоне за прибылью. А современная наука сделала огромный прорыв в изучении растений как живых организмов. Общаются между собой клетки, органы и все живое, населяющее нашу планету. Разговаривают, общаются, испытывают чувства и растения.
Долго люди в лице ортодоксов-ученых не воспринимали всерьез факты, подтверждающие эти способности у кого-либо, кроме людей, ну и еще некоторых, так называемых, высших животных.
А растений нет нервной системы, а значит психики, органов зрения, слуха. А если нет, в человеческом понимании, этих приспособлений, значит не положено им иметь чувства. Но слишком много фактов, доказывающих обратное, собрано разными учеными и энтузиастами-биологами.
Профессор М. Фогель из Калифорнийского университета провел такой эксперимент. Он подключил к листу филодендрона гальванометр и самописец. Пока ассистент стоял около листа и не думал о растении, самописец чертил ровную линию. Но стоило мысленно обратиться к растению, как самописец начинал чертить кривую.
«Повезло» филодендрону и с другим исследователем, Бакстером. Он подносил зажигалку к листу с намерением поджечь его. Реакция была бурная и нерадостная. Потом, прости Господи, он кидал в кипяток креветки, и растение, добрая душа, бурно сочувствовало им!
Он же установил, что растения обладают памятью. Когда его ассистент, травмирующий во время опытов растения, пришел в лабораторию через довольно продолжительный срок, они вспомнили своего мучителя и завопили. Реагировали даже те растения, которые не подвергались истязаниям. Так сказать, за компанию сопереживали.
Академик И.И. Гунар обнаружил у растений аналог мозга. Центр «разума растений» он обнаружил в корневой шейке растения. Этот мозг пульсирует и посылает сигналы всему растению. Кстати, у растений есть ткань, выполняющая роль нервной системы. По ней, как по проводам, бегут электрические импульсы, что было подтверждено еще Тимирязевым. Но несмотря на открытия ученых отношение современного человека к растению не меняется в лучшую сторону. Современные пути сообщения и средства транспорта позволяют людям передвигаться быстро, массово и на далекие расстояния. Если раньше малочисленные группы коренного населения могли жить так, как они хотели, то сейчас они постоянно подвергаются воздействию других, пришлых групп с совершенно другой психологией. Под воздействием привнесенного психологического отношения к природе уже изменилось отношение к ней эвенков, эскимосов, чукчей, ненцев, хотя первоначально они довольно активно сопротивлялись чуждой психологии.
Произошло отчуждение их сознания от природы, хотя средства массовой информации продолжают активно обрабатывать их мышление в том направлении, что растения нужно сохранять. Но это уже как бы насильственный путь выработки психологии поведения человека, а не естественный. Точно так же происходит отчуждение ребенка от школы и учителей в силу принудительной мотивации учения, хотя всем хорошо известна польза учения. Причина психологически безразличного отношения к результатам своего труда кроется в отчуждении человека от природы в самом широком смысле этого понятия, в отчуждении человека от результатов своего конкретного труда.