СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Введение 3
- 2. Экономическая психология 3
- 3. Задачи, объект, субъект и методы экономической психологии 4
- 4. Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Экономическая психология является относительно новой научной дисциплиной, набирающей силу в нашей стране. В западных странах эта дисциплина имеет более богатый опыт исследования и практики, о чем свидетельствует выпускаемый Международной ассоциацией экономистов-психологов журнала «Экономическая психология».
Экономическая психология изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений.
Экономическая психология является молодой синтезированной наукой, вобравшей в себя научную информацию из различных научных дисциплин: экономика, социальная и общая психология, социология и др.
Экономика и психология традиционно относятся к разряду общественных наук, но их связь в изучении человека как участника и продукта рыночной экономики в нашей стране еще очень слаба. Этот союз обнаруживается пока лишь в таких практических сферах как менеджмент и маркетинг. Естественным фоном различных, пока еще немногочисленных, исследований становится восприятие стихийного и организованного взаимодействия экономических и психологических процессов, поведенческой реакции субъектов. Прикладная психология все активнее внедряется в сферы управления, рекламы, макроэкономики и экономической политики, различные сферы труда и занятости и др.
Экономическая психология
Экономическая психология – дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения.
Экономическое поведение – поведение людей, в котором имеют место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений. Экономическая психология изучает решения, предпочтения и влияющие на них факторы, а также последствия этих решений в соответствии с тем, насколько вместе они удовлетворяют потребности человека, принимающего решения. Кроме того, она изучает влияния внешних экономических феноменов на поведение человека и его благосостояние. Эти исследования проводятся на разных уровнях: от уровня домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня.
По самой своей природе экономическая психология тесно связана и с экономикой, и с психологией. Однако, подходы к изучению экономических проблем и поведения человека в этих науках значительно различаются. Экономическая теория в большей степени дедуктивна, зависима от математических выкладок при разработке экономических моделей. Эмпирические данные чрезмерно обобщаются и абстрагируются.
Экономическая психология, ориентируясь на запросы практики, как правило, изучает различные области экономической жизни. Можно выделить три наиболее разрабатываемые из них:
Ø потребительский рынок, где в центре внимания оказываются поведение потребителя и ведение домашнего бюджета;
Ø сфера бизнеса, где исследуется деловое и предпринимательское поведение;
Ø сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую политику, социальные блага и льготы, а также на налоговую политику.
Среди психических процессов, которым в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить:
Ø процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со своими представлениями и опытом;
Ø формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных объектов, людей, идей;
Ø ожидания как оценки и неопределенное знание о будущих событиях и возможном их развитии;
Ø когнитивные представления;
Ø влияние эмоций на восприятие и оценку информации и на поведение в целом;
Ø процессы научения;
Ø процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий.
Воспринимаемые ограничения – это то, что на субъективном уровне сдерживает, сковывает, ограничивает человека, принимающего решения (например, физические и психологические затраты и усилия). Частично эти ограничения являются следствием влияния общественного мнения. Психические процессы и воспринимаемые ограничения оказывают непосредственное влияние на принятие решения.
Личная экономическая ситуация оказывает влияние на психические процессы, а принятые решения определяют экономическое поведение. С одной стороны, социо-экономическая среда (личные ресурсы) влияют на личность и мотивацию человека, с другой – мотивы и личность определяют выбор места учебы и работы (социо-экономическую среду).
Задачи, объект, субъект и методы экономической психологии
Экономика и психология традиционно проходят по разряду общественных наук. Области научных интересов экономики и психологии близки: и та и другая исследуют поведение субъектов. Научные открытия часто возникают на стыке отраслевых знаний, являясь, согласно гегелевской логике, своего рода переходом от анализа к синтезу. И, в этом смысле, сочетание экономического и психологического подходов поднимает экономические исследования на новую ступень, придает им новое качество.
Считается, что индивидуальное экономическое поведение изучается на микроуровне экономики. Характерно, что ее создатель А. Смит писал не только об экономике, но и о переживаниях и поведении людей, о нравственных ценностях, то есть о проблемах психологии.
Соединение экономики и психологии позволило создать в последней трети XIX века субъективно-психологическую теорию ценности (маржинализм), лежащую в основе экономического мышления современников.
Макроэкономика, как наука о совокупном экономическом поведении, связана с социальной психологией. Ведь макроэкономика не только отражает экономический потенциал страны, но и исследует взаимосвязи между потреблением-сбережением и инвестициями, инфляцией и занятостью, уклонением от налогов и фискальной политикой государства и многое другое.
А особенности национальной экономики в значительной мере определяются спецификой национальной психологии. Изучение национальной экономики, как основы внутренней политики, предполагает самое внимательное отношение к национальному менталитету, традициям, чувствам, религии, национальным символам.
Разнообразные способы воздействия на покупателя, сотрудников, избирателей и общественное мнение составляются по-разному, в зависимости от национальных групповых индивидуальных психологических свойств.
Существуют естественные, хотя и неприметные, связи между экономическим поведением субъектов (человека, фирмы, социальной группы, общества) и их психологическими установками. Эта связь двусторонняя, скорее ее можно охарактеризовать как взаимодействие.
Если экономика, выйдя за пределы гуманитарного сектора, породнилась с математикой, то союз экономики и психологии в нашей стране обнаруживается пока что лишь в таких практических сферах, как менеджмент и маркетинг.
Психологические изыскания, стимулировавшие в свое время развитие маржинализма, сегодня стали базисом для формирования теории рационального выбора.
Особое значение для экономических исследований имеет прикладная психология; ее используют в разработке систем управления и маркетинга, при проведении макроанализа и в политической деятельности.
В политическом контексте психология занимается методиками социально-психологического воздействия на массы и коррекцией, с учетом возможных обстоятельств, политического прогнозирования.
Таким образом, естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии.
В экономической психологии можно выделить следующие объекты исследования:
o Побуждения или мотивы деятельности экономических субъектов.
o Экономическое сознание личности, формирующиеся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей.
o Экономическое поведение - активные волевые действия, целенаправленно изменяющие среду.
Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир.
Экономическую психологию в настоящее время можно рассматривать в трех аспектах: как философию бизнеса, как этику делового поведения, как экономическую науку (рис.1).
Рисунок 1- Основные аспекты экономической психологии
Взаимодействие психологии с экономикой осуществляется, прежде всего, посредством использования психологического метода анализа.
Научный метод определяет способ достижения цели, структурирование знаний, а психологический метод помогает определить последовательность действий, выбор эффективных путей решения задач, разработки принципов и правил адекватного отражения реальных процессов.
Экономическая психология- это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии, может быть представлен на разных уровнях- микро -, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и чисто экономические методы, например, метод логико-теоретического анализа или метод экономического моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.
Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящей из восприятия, представления и мышления, предполагает соответствующие методики действий на всех ступенях исследования, в особенности при оценке гипотез, составлении проектов, принятии решений, разработке прогнозов. Происходит постепенная специализация психологического участия, возникает экономическая психология, предполагающая активное психологическое воздействие на общественную жизнь.
Таким образом, экономическая психология – наука будущего века, и в настоящее время формируется ее методологическая основа, выявляются принципы и закономерности развития, происходит становление основных концепций и школ.
Накопление знаний в области экономической психологии позволит преодолевать не только трудности делового общения, трудовой дисциплины, мотивации, занятости, рационализации организации работ, повышения жизненного уровня, достижения наивысшей производительности, осуществление социальных программ, но и совершенствовать экономическую политику через прогнозные наброски и определение оптимальных средств и методов достижения поставленных приоритетных целей.
Заключение
Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе).
Многие зарубежные исследователи полагают, что будущее экономической психологии лежит в более глубоком и реалистическом описании экономических убеждений и поведения людей. Эти авторы считают, что ожидается отход от углубленного, но узкого анализа проблемы принятия экономических решений к более широкому охвату области. По их мнению, вплоть до недавнего времени прогресс экономической психологии основывался на попытках исследователей сохранять четкие границы между психологическими социологическим и экономическим подходами к потреблению.
Список литературы
- 1. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 46-64.
- 2. Кузина О.Е. Экономико-психологическое моделирование финансового поведения населения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 83-107.
- 3. Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004.
- 4. Спасенников В. Экономическая психология. Учебное пособие. – Москва, 2003, стр. 448
- 5. Фенько А.Б. Люди и деньги. М., 2005.