Статьи

Урок литературы по теме : "Сонет Серебряного века".

Урок литературы по теме : "Сонет Серебряного века".

 

11 класс

Цели урока:

  • Расширить представление о жанре сонета;
  • Показать роль сонета в творчестве поэтов Серебряного века.
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворения.

 

Задачи:

  • Познакомиться с основоположниками этого поэтического жанра.
  • Рассмотреть строение сонета, его традиционную форму (Два катрена и два терцета).
  • Рассмотреть основные темы сонета.

 

  1. 1.       Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.

В ходе урока учащиеся выполнят задания, связанные с историей сонета, умением анализировать, выделять устойчивые признаки этого жанра. Учащиеся получат много новых знаний, умений и навыков, научаться анализировать стихотворения поэтов-символистов. Попробуют свои силы в создании собственного сонета, по данному началу, тем самым закрепят свои теоретические знания, приобретённые в начале урока.

 

  1. 2.       Мотивация учащихся.

Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации Постановка проблемного вопроса: Что это за жанр и как он возник? В чём его особенности? В связи с этим происходит активизация их деятельности, появляется мотивация в дальнейшей работе.

 

 

Ход и содержание урока

 

В начале урока происходит проверка домашнего задания (учащиеся рассказывают о том, что они нашли об истории сонета, что это за жанр и как он возник)?

Ответы учащихся:

Сонет как поэтический жанр Серебряного века. История сонета.

Одной из заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.
        

  • Что это за жанр и как он возник?

 Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери - великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он посвятил своей любимой – Беатриче.

Первым человеком новой эпохи – Возрождения, принято считать Франческо Петрарку. Именно он довёл жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарка завершил в 1372 году. Этот сборник включал в себя 336 стихотворений, из которых 317 – сонеты. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре и служили для выражения чувства влюблённого, содержали размышления по поводу его переживаний.
        

  • Что же представляет сонет как жанр и в чём его особенности?

Сонет является первой со времён античности формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания.
         Сонет - это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.

Сонет окончательно сложился в Европе только в 16 веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии.

Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета – итальянский, французский и английский. Много нового в содержание сонета внёс Уильям Шекспир - великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета – теме любви. Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с которой связано благородство души и всё светлое, что происходит в этом мире.

 

Далее учитель объявляет тему и цели урока. В тетрадях учащиеся совместно с учителем создают конспект (в который записывают все свои знания о сонете, который в течение урока будет дополняться новыми сведениями).

Изучение нового материала:

После выступления учащегося, повествующего об истории сонета, учитель знакомит с литературой, посвящённой этой теме, обращая внимание на: основные темы, используемые в сонете, выразительные средства, свойственные этому жанру, особенности динамики лейтмотива, воздействие сонета на читателя, затем учащимся совместно с учителем предстоит произвести анализ стихов поэтов - символистов:

  • В.Брюсов «Сонет о поэте»,
  •  К.Бальмонт» Хвала сонету»,
  • О.Мандельштам «Казино»,
  • И.Северянин «Блок»,
  • И.Бунин «Вечер».

 

1.Существование сонета со времён Средневековья и до наших дней.

История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. Основное внимание уделили поэты Золотого и Серебряного веков русской поэзии.
         В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С.Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли своё продолжение и в 20 столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.
Сонет существует со времён Средневековья и до наших дней,
безусловно, накопил определённые признаки, отличающие его от других жанров. Ведь любой жанр представляет собой устойчивую форму, в которой заключены чувства и мысли автора. Эта форма помогает придать эмоциям пишущего определённую направленность, последующее развитие и завершение.

2.Основные темы, используемые в сонете.

Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко называют памятью жанра (М.Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится определённый круг тем - тема любви и тема размышления о поэзии. В отличие от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом. Примером такого сонета можно считать сонет А.С.Пушкина «Мадонна».

Мадонна.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем,

средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Она с величием,

он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

В этом произведении поэтический труд одухотворён искусством и святыми образами Мадонны и Спасителя, взоры которых обращены на поэта, и этот труд закономерно переходит в высокое и чистое чувство любви.
В связи с тем, что сонет считается жанром пластичным, круг его тем не строго ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным литературным направлениям и к стилям разных поэтов.

Следующим признаком, характерным для любого жанра, является использование в процессе работы над ним типичных выразительных средств. Говоря непосредственно о сонете, необходимо отметить разнообразие используемых в нём выразительных средств. К ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фразы; разные интонации - от повествовательных и восклицательных; частые риторические вопросы и обращения; всевозможные сравнения и уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.

Характерную сущность сонета определяет ещё один его жанровый признак – динамика лейтмотива. Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое русло, которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора. Поговорим более подробно о динамике лейтмотива на примере ещё одного сонета А.С.Пушкина «Поэту».

 

Поэту

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один.

Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград, за подвиг благородный.

Они в самом тебе.

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюёт на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Основным лейтмотивом этого поэтического произведения является лейтмотив поэта и толпы. В его развитии можно выделить три основных этапа: развёрнутая экспозиция, энергичное развитие главной эмоции и быстрое замедление, неожиданная развязка.

Пушкин в сонете «Поэту» придерживается канонов жанра и передаёт характерную динамику лейтмотива, но в то же время вносит нечто новое в это жанр. Это новое заключается в развязке сонета, содержащей особый подтекст, иронию. Это несвойственное сонету эмоциональное явление перестраивает и снижает возвышенный строй стиха.

Неожиданное снижение возвышенного настроя присутствует в уже упомянутом сонете «Мадонна». Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.

Особая тема – тема исторического обзора жанра сонета у своих предшественников и современников, стала главной темой Пушкина в ещё одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется - «Сонет».

Сонет

Суровый Данте не презирал сонета;

В нём жанр любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворд его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас ещё его не знали девы.

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Перед читателем проносится вся история сонета, его основатели и продолжатели. Пушкин вспоминает и сурового Данта, и Петрарку, пишет о тех поэтах, которые пользовались и пользуются этим жанром в своём творчестве. Говоря о каждом из них, Пушкин упоминает о тех темах и эмоциях, которые были главными в их сонетах. Это и любовь – у Петрарки, и скорбная мысль - у Камоэнса, и идеал природы – у Вордсворда, и мечты – у певца Литвы Мицкевича.

 В сонете Пушкин наглядно показал, как широк круг тем у этого поэтического жанра.

Заслуга Пушкина - создателя сонетов, состоит в том, что та новизна, которую он привил классическому сонету, заключается в своеобразных иронии и сарказме, снижающих возвышенный эмоциональный строй этого поэтического жанра. Но, внося в жанр новое, поэт сохранил и активизировал основные признаки сонета и создал примеры русского сонета - любовного («Мадонна»), философски - исторического («Поэту»), и оригинального «сонета в сонете», который явился своеобразной формой осмысления жанра («Сонет»).

Возможность вносить новшества в жанр сонета были возможны благодаря его пластичности и способности взаимодействовать с другими поэтическими жанрами, раздвигая привычные границы.

Преемниками Пушкина в процессе преобразования сонета явились поэты - модернисты, которые нашли в этом жанре полезный и нужный материал для своего творчества и своеобразных экспериментов.

В заключение нужно сказать ещё об одном устойчивом признаке сонета - принципе воздействия на читателя. Его смысл – в обмане ожиданий, в особой игре, которая лежит в основе этого воздействия. Эта своеобразная игра, свойственная сонету, привлекала поэтов-модернистов.

 

 

 

3.Выразительные средства, свойственные сонету. Анализ стихов поэтов- символистов.

Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым в его «Сонете о поэте». В нём поэт как бы продолжает размышления Пушкина, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством благородный подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждёт особая судьба.
Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта, необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.

 

Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я, мой дух всегда живёт,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт,

Что голосом мечты меня зовёт вперёд,

То властно над душой, весь мир мне заслоняя.

О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир хранить в душе своей.

Если сравнить сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что Брюсов в своём произведении мысль о величии поэта и его творчества передаёт иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт – символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам.

Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьёт в холодный небосвод. Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, Я знаю, я поэт! Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт сам свой высший суд.
Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»…Эти образы наводят на размышление, показывают настроение лирического героя.

В отличие от Пушкина, который написал сонет- утверждение («Поэт!...Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им. Как мало я делю их горести и смех. Как горько чувствую себя средь них чужим».

Сонет - размышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовёт вперед», «И как могу, за мглой моих безмолвных дней». Встречаются в сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!»

Если начало сонета Брюсова несёт в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее появляется сомнение: «Но что во мне поёт». И выясняется, что это бездна. Именно ею поэт отгорожен ото всех. Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчёркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времён Пушкина и Брюсова, но еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.

Творческий путь Константина Бальмонта начался в конце 19 века, когда вышли в свет два его сборника – «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.
К.Д.Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.

В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».

В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки.

Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и чётким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несёт смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.

Представитель акмеистоа, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.

Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от жизни небогатой. Но всё-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходностью. В ней ничего не остается, его душа «как полотно…висит над бездною». Опять перед нами символичная бездна. Здесь она – мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ – образ казино.
Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве – казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.
В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света – казино, даёт право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить всё-таки стоит.

Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов – футуристов, бережно пользовавшихся в своём творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.

Футуризм в переводе с латыни значит будущее. Представители этого течения главной задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они хотели с помощью созданного ими сверхискусства.
Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более ста сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства.

И, наконец, с целью закрепления полученных знаний, предлагается провести тестирование или викторину.

Викторина

 

1.Где родился сонет? (Италия)

2.Назовите основоположников этого жанра? (Данте, Петрарка, Шекспир).

3.Из чего состоит сонет, его традиционная форма? (Два катрена и два терцета).

4.Что такое катрен? (Четверостишие).

5.Что такое терцет? (Трехстишие).

6.Основные темы сонета? (Любовь, творчество).

7.Назовите, кто обращался к жанру сонета в России? (Пушкин, Фет, Тютчев, Бунин, поэты – модернисты).

8.Назовите сонеты А.С.Пушкина. («Поэту», «Мадонна», «Сонет»).

9.Какие темы и традиции классического сонета использовали и развивали поэты – модернисты? (Темы любви, творчества, философичность).

10.В чём заслуга модернистов в развитии жанра сонета? (Расширение тем, изменение развития лейтмотива, ирония, использование новых выразительных средств).

 

 

 

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков, полученных во время занятия

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков происходит в течение урока, когда учащиеся выполняют различные задания: выступления учащихся, выполнение теста, учитывается также активность учащихся при анализе стихотворений.

Рефлексия деятельности на уроке

Учитель возвращает учеников к первоначальным записям (кластер), предлагает внести изменения, дополнения на основе изученной информации. Учащиеся заполняют кластеры, возвращаются к ключевым словам, к верным и неверным утверждениям, происходит организация устной и письменной речи, осуществляется написание творческой работы.

Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Домашнее задание

Написать свой сонет.

Дополнительная необходимая информация

На протяжении урока сохраняется интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Происходит постепенное продвижение от знаний старых к новым.

 

 

Использованные источники и литература:

 

  1. 1.                           Бальмонт К. «Хвала сонету»
  2. 2.                           Банникова Н.В. «Серебряный век русской поэзии»
  3. 3.                           Брюсов В. «Сонет о поэте»
  4. 4.                           Бунин И. «Вечер»
  5. 5.                           Данте Алигьери «Новая жизнь»
  6. 6.                           Мандельштам О. «Казино»
  7. 7.                           Пушкин А.С. «Мадонна», «Поэту»
  8. 8.                           Северянин И. «Блок»
  9. 9.                           Сухих И. Н. Литература. 11 класс. В 2 частях. Академия,2010.