Министерство Образования и Науки РФ
Департамент Образования Тульской области
ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж №2.»
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня при проведении комплексных занятий».
Сулейманова Алсу Эмиржановна Специальность 050705
«Специальное дошкольное образование»
Курс 6,группа 3
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
Сенюрина Елена Алексеевна.
Научный консультант:
Кандидат педагогических наук
Лебедева Елена Николаевна.
Тула,2010г.
Дети с нарушением речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушение речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е.Левиной, Л.С.Волковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
На основе исследования закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразвития речи, в зависимости от состояния компонентов речевой системы от степени выраженности дефекта, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Мастюкова, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская).
Под общим недоразвитием речи понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина).
Исследования, проведенные Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой показали, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психического развития.
Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого воспитателем в целях более полной нормализации речевой и других психических функции ребенка.
Ядром понятия «музыкальной культуры дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развития эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.
Занятия - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей.
Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей.
Комплексные занятия - это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театральной). Также занятия помогают реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей, идею синтеза искусств.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: комплексные занятия с включением музыки, изодеятельности, поэтического слова, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель исследования: разработать и провести серию комплексных занятий с использованием музыки, изодеятельности и поэтического слова, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
- 1. На основе изучения психолого-педагогической и музыкальной литературы выявить особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
- 2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
- 3. Разработать и апробировать содержание комплексных занятий, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
4. Выявлять эффективность проведенных занятий, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы;
- педагогическое наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в процессе проведения комплексных занятий;
- изучение медико-педагогической документации детей с ОНР старшего дошкольного возраста в специальном ДОУ;
- проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы;
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: МДОУ №28, мкр. Северо-Задонск, г. Донской Тульской обл.