Статьи

логика

СОДЕРЖАНИЕ


1. К какому виду относится следующее понятие «Свобода»?3

2. Определите, является ли правильным следующее непосредственное умозаключение3

3. Проверьте, имеет ли место отношение логического следования между указанными посылками и заключением4

Список литературы6






























1. К какому виду относится следующее понятие «Свобода»?


Понятие — это форма мышления, с помощью которой отображаются существенные признаки предметов, явлений, процессов

Свобода - представляет ли собой то, что образует их содержание, какое-то самостоятельное образование или же каждое из них есть всего лишь состояние либо характеристика состояния, например человека, материального мира и т.п.? Однозначный ответ на такой вопрос трудно дать. В целом ряде случаев поэтому, относя то или иное понятие к разряду абстрактных или конкретных, надо пояснять, по какой причине выбирается именно данный вариант.

Свобода - понятие видовое, единичное, конкретным, положительным, безотносительным, несобирательным



2. Определите, является ли правильным следующее непосредственное умозаключение:


Некоторые растения цветут только раз в жизни; значит, некоторые объекты, цветущие только раз в жизни, являются растениями.

Все растения (М) цветут один раз в жизни (Р)

Все объекты(М) – являются растениями (S)

Некоторые многолетние растения (S) цветут один раз в жизни (Р)

Итак, ни одно из общих правил не нарушено, следовательно данное умозаключение правильное.

Некоторые многолетние растения (S) цветут один раз в жизни (Р)

По схеме четвертой фигуры построен силлогизм




3. Проверьте, имеет ли место отношение логического следования между указанными посылками и заключением:


Если школьник много занимается, он хорошо сдаст экзамен;

школьник много занимается;

следовательно, он хорошо сдаст экзамен


Общеутвердительное суждение обращается в частноутвердительное. Например: “ Если школьник много занимается, он хорошо сдаст экзамен. Следовательно, школьник много занимается ”. В исходном суждении “ школьник много занимается (S) он хорошо сдаст экзамен (Р)” предикат не распределен. Обращая суждение, необходимо опираться на правило вывода: термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении. Поэтому, становясь субъектом выводного суждения, предикат также не может быть распределен.


Схема обращения суждения A:

Все S есть Р.

Некоторые Р есть S.

Общеутвердительные выделяющие суждения (в которых предикат распределен) обращаются без ограничения по схеме:

Все S, и только S, есть Р.

Все Р есть S.

Общеотрицательное суждение обращается в общеотрицательное. Например: “школьник немного занимается. Следовательно, школьник плохо сдаст экзамены

Схема обращения суждения E:

Ни одно S не есть Р.

Ни одно Р не есть S.

Частноутвердительное суждение обращается в частноутвердительное. Например: “Некоторые школьники – много занимаются. Следовательно, некоторые школьники- хорошо сдадут экзамены”.

Схема обращения суждения I:

Некоторые S есть Р.

Некоторые Р есть S.

Частноутвердительные выделяющие суждения (предикат распределен) обращается в общеутвердительное.

Эти суждения обращаются по схеме:

Некоторые S, и только S, есть Р.

Некоторые Р есть S.

Частноотрицательные суждения не обращаются.



















Список литературы


  1. Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с.
  2. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. – 296 с.
  3. Каймин В. А. Информатика: Учебник. 5-ое изд. М.,2007.
  4. Колшанский Г.В. Логика и структура языка. Серия "Лингвистическое наследие ХХ века". Изд.2. 2005. 240 с.