Задание 1.Изучите рекомендованную литературу и дайте определение понятию «принципы административного процесса». Назовите основные принципы административного процесса и дайте им краткую характеристику.
Принципиальное значение для действия административно-правовых норм, как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, законодательство об административных правонарушениях РФ, согласно статье 1.1. КоАП состоит:
- на федеральном уровне из Кодекса об административных правонарушениях РФ, который основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, ряда норм, регулирующих административную ответственность в Налоговом кодексе РФ (так называемые налоговые правонарушения), а также Бюджетным кодексом РФ, в котором указан ряд составов административных правонарушений и не включенных в КоАП РФ;
- на уровне субъектов Российской Федерации - из законов субъектов РФ, которые могут быть приняты только в соответствии с вышеназванным КоАП.
Таким образом, принципы административного процесса - это основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Принципы административного процессуального права определяют, то чем должно быть разбирательство административных дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают специфику данной отрасли права, его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования административного права.
Важнейшими принципами административного процесса действующий КоАП называет: принцип равенства перед законом (ст.1.4. КоАП), и презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу (ст. 1.5. КоАП).
Закрепленный в части 1 статьи 1.4. КоАП РФ принцип равенства перед законом относится к числу основных принципов, действующих при производстве по делам об административных правонарушениях. Содержание этого принципа прямо вытекает из провозглашенного статьей 19 Конституции РФ положения о равенстве всех перед законом и судом и о предоставлении государством гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Содержание этого принципа раскрывается и применительно к юридическим лицам, которые также могут нести ответственность за совершенное правонарушение.
Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о понятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципы назначения наказания, порядок рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и др.
Частью 2 статьи 1.4. предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. В числе этих лиц называются депутаты, судьи и прокуроры. Несмотря на то, что Конституционным судом РФ в его постановлении от 20 февраля 1996 г. указано о конституционности такого исключения из продекларированного законодателем принципа равенства всех перед законом, в связи с отражением особой ответственности названных категорий лиц в ст.ст. 98, 122 Конституции РФ, Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также в статье 65 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», статье 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в статье 42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», тем не менее явно усложненный порядок привлечения таких правонарушителей к административной, в частности, ответственности несет печать негативного воздействия на восприятие действенности принципа справедливости в Российской Федерации «рядовыми» членами общества.
Другой, важный принцип административного процесса - принцип презумпции невиновности, в законодательстве об административной ответственности - совершенно новое явление. Указанный принцип ранее не провозглашался в законодательстве об административной ответственности. В части 1 статьи 1.5. КоАП указывается на прямую связь административной ответственности с установлением вины. Это полностью согласуется с требованиями презумпции невиновности. Вина - важнейший признак административного правонарушения, для установления наличия или отсутствия которого происходит разнообразная проверочная и доказательная процессуальная деятельность должностных лиц, на которых возлагаются обязанности по привлечению к административной ответственности.
Понятие административного правонарушения, как оно определено статьей 2.1 Кодекса, специально выделяет в качестве обязательного признака – вину, в форме умысла или неосторожности. При этом должна быть доказана та форма вины, при наличии которой и наступает административная ответственность.
Общеправовой принцип – презумпция невиновности в расследовании по делам об административных правонарушениях, должен заключаться в следующем: лицо, привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Из этого принципа следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, можно считать виновным в совершении правонарушения с момента вступления в законную силу постановления судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего дело. Соответственно, только с этого момента лицо, привлекаемое к административной ответственности, является правонарушителем.
В развитие вышеуказанных принципов, а также для придания административному процессу праводейственности и справедливости в административном законодательстве заложены:
- принцип законности и принцип обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях
- принцип оперативности разрешения дел об административных правонарушениях;
- принцип экономичности административного производства;
- принцип относимости доказательств;
- принцип назначения наказания;
- порядок возбуждения административного производства, рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и ряд других.
В силу относительной простоты дел об административных правонарушениях, принципа оперативности их разрешения - исследование доказательств в большинстве случаев совпадает по времени с собиранием доказательств, фактически производится в процессе опроса свидетелей и потерпевших, получения объяснений лица привлекаемого к административной ответственности, осмотров и других процессуальных действий.
Задание 2.В соответствии с установленными законодательством требованиями, по произвольной фабуле от имени должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, вынесете определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в области рекламы от 28 мая 2004 г.
г. Санкт-Петербург
Начальником территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Хватовым Я.Я., в присутствии директора ООО «Бекон» гражданина Сидорова С.С. (указаны личные данные), с участием уполномоченного лица – сотрудника РУВД Н-ского района г. Санкт-Петербурга майора Соловца О.Г., рассмотрено Требование начальника РУВД Н-ского района г. Санкт-Петербурга, подполковника Петренко Ю.А. об обязательном проведении проверки и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности ООО «Бекон» от 28 мая 2004 г., в связи с присутствием в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, установленных сотрудником РУВД Н-ского района г. Санкт-Петербурга в результате оперативно-розыскных мероприятий, подтверждаемых Протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2004 г.
К Требованию приложены: служебная записка майора Соловца О.Г. о выявленных им нарушениях в форме и порядке оформления финансово-отчетного документа - накладной на товар и Протокол об административном правонарушении в области нарушения прав потребителей от 27 мая 2004 г., составленный майором Соловцом О.Г. в отношении гражданки Коноедовой Л.С. 1977 г.р., проживающей по адресу: г. Н-ск, Н-ского края, ул. Н-ская, д. 0, продавца ООО «Бекон», по основаниям, предусмотренным статьей 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей», выразившееся в обвешивании и обсчете покупателя, при осуществлении реализации товаров.
В результате рассмотрения материалов дела, заслушав пояснения заявителя и уполномоченного лица, с учетом требований статьи 26.1 КоАП РФ, установлено: 27 мая 2004 г. примерно в 11 час. 00 мин. Продавец мясной лавки ООО «Бекон», расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лескова, д. 17, гр. Коноедова Л.С. продала покупателю Иванову И.И. один килограмм свинины, стоимостью 120 рублей за килограмм. Продавец взвесила 1 кг. мяса и потребовала за данную покупку 120 рублей. Покупатель Иванов И.И. заплатил указанную сумму, забрал товар и в это время к прилавку подошел сотрудник милиции, майор Соловец О.Г. Предъявив служебное удостоверение, он объяснил присутствующим, что на основании п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» в данной организации сейчас будет проведена проверка. В присутствии продавца и понятых товар был повторно взвешен и проверены накладные на данный вид товара. В результате было установлено, что вес проданного мяса равняется 900 грамм, а его стоимость – 120 рублей за 1 килограмм. Из чего стало ясно, что фактическая стоимость проданного мяса равняется 108 руб. 00 коп.
По существу выявленных нарушений майором Соловцом О.Г. был составлен вышеозначенный Протокол об административном правонарушении в области нарушения прав потребителей от 27 мая 2004 г.
В финансово-хозяйственной документации ООО «Бекон», находящейся в торговой точке, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лескова, д. 17, имеется в наличии накладная, в которой отсутствует дата ее выдачи и количество товара, переданного продавцу на реализацию, что и явилось причиной направления РУВД Н-ского района г. Санкт-Петербурга Требования об обязательном проведении проверки и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности в ООО «Бекон».
Протокол продавцом ООО «Бекон» Коноедовой Л.С. не подписан, письменные объяснения не даны. Запись об отказе в подписании Протокола имеется. Извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении директору ООО «Бекон» Сидорову С.С. вручено, расписка о вручении имеется.
По изложенному выше, руководствуясь положениями части 1 ст. 2.10, ст.ст. 28.3, 28.7, 29.12., 30.1-30.3 КоАП РФ Начальник территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Хватов Я.Я. определил:
1. Возбудить дело об административном правонарушении в области нарушения прав потребителей в отношении ООО «Бекон» за нарушение статьи 465 ГК РФ «Количество товара», пункта 3 Раздела 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н), т.е. совершении действий, квалифицируемой по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушения РФ.
2. Провести административное расследование в виде проведения ОБЭП РУВД Н-ского района г. Санкт-Петербурга проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности в ООО «Бекон». Проверку произвести в месячный срок.
3. Настоящее Определение может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в десятидневный срок.
Дата: Подпись:
Задание 3.Гражданин К. после увольнения из органов внутренних дел решил заняться частной охранной деятельностью и организовать частное охранное предприятие.
Какие документы и в какой орган должен подать гражданин К. для получения соответствующей лицензии? Укажите последовательность процедуры организации частного охранного предприятия?
Согласно требований статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание охранных услуг по:
1) защите жизни и здоровья граждан;
2) охране имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
3) проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий -разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения (в целях оказания охранных услуг).
Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Следовательно, для организации частного охранного предприятия гражданин К. должен зарегистрировать такое предприятие, с указанием вида деятельности – оказание охранных услуг. Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензирования, вследствие чего гражданин К., согласно Постановления Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», текст которого опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 августа 2002 г. N 34 ст. 3295, по условия настоящего задания являющийся соискателем лицензии - обязан выполнить следующее:
На основании требований пункта 5 вышеозначенного Постановления для получения лицензии соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган - Министерством внутренних дел Российской Федерации, следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.
Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.
Законом определены лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, при осуществлении им охранной деятельности:
а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;
б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подтвержденной удостоверениями охранника;
в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.
Лицензия на осуществление охранных услуг выдается сроком на 5 лет, с возможностью продления этого срока на 5 лет.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней, хотя здесь можно наблюдать правовую коллизию, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок принятия решения лицензирующим органом не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
При принятии решения о выдаче лицензии – лицензирующий орган вносит соответствующую запись в реестр лицензий.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Задача.27 мая 2004 г. примерно в 11 час. 00 мин. Продавец мясной лавки ООО «Бекон», расположенной по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д. 17, гр. Коноедова Л.С. продала покупателю Иванову И.И. один килограмм свинины, стоимостью 120 рублей за килограмм. Продавец взвесила 1 кг. мяса и потребовала за данную покупку 120 рублей. Покупатель Иванов И.И. заплатил указанную сумму, забрал товар и в это время к прилавку подошел сотрудник милиции. Предъявив служебное удостоверение, он объяснил присутствующим, что на основании п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» в данной организации сейчас будет проведена проверка. В присутствии продавца и понятых товар был повторно взвешен и проверены накладные на данный вид товара. В результате было установлено, что вес проданного мяса равняется 900 грамм, а его стоимость – 120 рублей за 1 килограмм. Из чего стало ясно, что фактическая стоимость проданного мяса равняется 108 руб. 00 коп.
Дайте юридический анализ ситуации, предложите последовательность действий должностных лиц при рассмотрении данного дела. Каково должно быть административное наказание? Кто может наложить данное наказание?
При рассмотрении данной ситуации самый важный вопрос, требующий выяснения – наличие обоснованности такой проверки сотрудником милиции и правомочность должностного лица на проведение такой проверки.
Согласно нормы пункта 25 статьи 11 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»: - Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:
-производитьв присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправленияосмотрпроизводственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
-изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
-требоватьпри проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления,обязательного проведенияв срок не более тридцати днейпроверок и ревизийфинансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Таким образом, исходя из условий задачи, сотрудником милиции, в результате оперативно-розыскных мероприятий, была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бекон», в ходе проведения которой было выявлено нарушение требования статьи 465 ГК РФ «Количество товара», устанавливающее основанием заключения договора купли-продажи факт передачи товара в количестве (весом), определенном соглашением сторон. По условиям задачи продавец Коноедова Л.С. умышлено произвела два состава противоправных действий:
1. обвес покупателя;
2. утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от покупателя.
Данные правонарушения подпадают под действие статьи 14.7 КоАП РФ.
Из недостатков в действиях должностного лица можно указать на отсутствие у него Постановления о проведении подобной проверки,
Согласно требований закона, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ сотрудник милиции обязан составить Протокол об административном правонарушении по правилам статьи 28.2 КоАП и который должен быть передан в Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Рассматривать данный Протокол, в соответствии с нормой статьи 23.49 пункт 2 часть 2, вправе начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
По условиям задачи, в качестве субъекта правонарушения выступает продавец, гражданка Коноедова Л.С. вопрос о привлечении к ответственности юридического лица – работодателя ООО «Бекон» будет решаться лицом, уполномоченным рассматривать материалы данного производства. Из условий в задаче состава правонарушения маловероятно привлечение к административной ответственности юридического лица – ООО «Бекон».
Кодексом об административных правонарушениях РФ, статьей 14.7 установлен размер штрафа, налагаемого на граждан, который составляет от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. На юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Решение по делу о данном административном правонарушении будет выносится должностным лицом органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - начальником территориального управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, или его заместителем.