Задание 4. Возникновение и развитие организации, нормирования и оплаты труда
Основы отечественной теории и методологии организации труда создавались одновременно с развитием экономики страны и не утратили своего значения в настоящее время.
В 20-е годы прошлого века развернулось массовое движение за совершенствование трудовых процессов, всемерную экономию и рациональное использование рабочего времени, что объяснялось объективной необходимостью радикального повышения производительности труда в целях развития народного хозяйства страны.
Для проведения научно-исследовательских работ в сфере труда и внедрения их рекомендаций в производство создавались при участии государственных органов научно-исследовательские институты, лаборатории и другие подразделения в различных отраслях народного хозяйства.
Ведущим среди них был Центральный Институт Труда (ЦИТ), сыгравший огромную роль в формировании и развитии основных принципов научной организации и нормирования труда.
Деятельность ЦИТа отличали три важных обстоятельства. Прежде всего это увязка организационных методов с технологическим процессом и проектированием оборудования. Наряду с решением проблем организации и обслуживания рабочих мест, совершенствованием трудового процесса, приемов и методов труда на базе использования фото- и киносъемок, задач нормирования труда ЦИТ занимался механизацией ручного труда, внедрением прогрессивной технологии и высокопроизводительного оборудования, повышением режимов его работы, рационализацией организационной и технической оснастки. Особенностью исследовательской деятельности ЦИТа было преобладание производственного принципа, ибо каждая лаборатория его была настоящей мастерской, где опытным путем отрабатывались вопросы организации трудового процесса в целях последующего внедрения научных разработок на предприятиях.
И, наконец, третья особенность заключалась в тесной связи ЦИТа с его филиалами, где регулярно проводились конференции по обмену опытом, пропагандировались результаты научно-практических разработок и т.п. ЦИТ и его филиалы оказывали предприятиям методическую и консультативную помощь. Деятельность ЦИТа имела популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.
Не менее важны и решаемые ЦИТом проблемы подготовки кадров на основе разработанных методик обучения и систем трудовой педагогики, которые получили в свое время большое распространение и в отечественной практике и за рубежом, не потеряв актуальности и в настоящее время.
Создателем и директором ЦИТа /незнакомого до того мировой науке и практике учреждения по проблемам труда/ был Алексей Капитонович Гастев, являющийся основоположником научной организации труда в нашей стране.
Первым программным документом ЦИТа были сформулированные А.К. Гастевым правила /заповеди/, давшие название его книги "Как надо работать". Эти правила в виде плакатов, листовок и т.п. можно было увидеть и над верстаком слесаря, и в наркоматовской канцелярии в кремлевском кабинете и т.д. А.К. Гастев называл эти правила «практической методологией организации труда».[1]
1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее обдумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3.На рабочем месте /станок, верстак, стол, пол, земля/ не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и искать нужного среди ненужного.
4.Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз и навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.
5. За работу не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело потом сами разойдутся и заработают, а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь и работу "запорешь". После крутого начального порыва работник скоро сдает; и сам будет испытывать усталость и работу будет портить и т.д. / всего 26 правил/.
Для 20-х, 30-х годов характерно издание в больших масштабах литературы по вопросам научной организации труда. Систематически выходили журналы /"Время", "Организация труда", “Вопросы организации труда и управления " и др./,монографии по вопросам организации, психофизиологии, гигиены труда и т.п. Некоторые их них были переизданы в 70-х годах. Например, работы А.К. Гастева - "Как надо работать", "Трудовые установки", "Нормирование и организация труда” и др. Многие из них представляют интерес и применительно к современным условиям с учетом конкретных организационно-технических, экономических и социальных задач. В целях развития организации труда использовались достижения зарубежной науки и практики и, в частности, работы таких исследователей как Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Джильберт, Г. Эмерсон, А. Файоль, Г.Форд и др.
Для обсуждения вопросов организации труда, а также обмена опытом проводились совещания и конференции в масштабе городов, областей, страны в целом. Конференциями, в частности, рассматривались такие практические вопросы как работа по НОТ на производстве, на транспорте, в хозяйственных и государственных учреждениях, в системе образования и др.
Развернувшееся в 30-е годы стахановское движение было тесно связано с дальнейшим совершенствованием организации труда на основе рационализации технологических процессов, разделения труда, освобождении квалифицированных рабочих от вспомогательных работ, улучшения организации рабочих мест. Получает распространение теории "экономии времени "на труд, шире используются технические средства /осциллография, фото- и киносъемка и др./ при изучении, проектировании и внедрении передовых методов труда, обеспечивающих рост производительности, освоение новой техники и т.п.
Военная обстановка предъявляла новые требования к организации труда. В эти годы в связи с непрерывно возрастающими потребностями фронта и недостатками трудовых ресурсов необходимо было находить в возможности максимального использования оборудования и т.п. Получают развитие новые формы организации труда, в том числе бригадные, многостаночное обслуживание, совмещение профессий /работ, функций/ и др. Работа по совершенствованию организации труда имела огромное значение в послевоенные годы. Дальнейшее развитие получает многостаночное обслуживание, рационализация трудовых процессов на основе применения передовой технологии, новых инструментов, универсальных приспособлений, улучшения организации рабочих мест и условий труда. Большую роль в развитии принципов научной организации труда на предприятиях страны сыграл метод инженера Ф.Л. Ковалева. Сущность метода заключалась в отборе наиболее рациональных приемов работы, применяемых передовыми рабочими, их дальнейшем усовершенствовании и последующем массовом внедрении. Метод оказался эффективным для повышения производительности труда и в 50-е годы широко применялся не только в промышленности нашей страны, но и социалистических странах. В настоящее время сущность метода актуальна и он может быт рекомендован на многих хозяйственных объектах.
Широкое распространение в эти годы получают комплексные бригады, характеризующиеся разделением труда, взаимозаменяемостью рабочих разных профессий /специальностей/ и совмещением ими разнородных функций, что способствовало решению задач экономических и социальных.
Новые задачи по совершенствованию организации труда на научной основе возникли в связи с развитием технического прогресса и новых форм организации производства, научные разработки были направлены на улучшение организации труда рабочих, обслуживающих с основное производства, инженерно-технических работников и служащих.
Традиции ЦИТа продолжил Научно-исследовательский институт труда, созданный в 1955г в соответствии с Постановлением Правительства.
НИИтруда выполнил большой объем и комплекс научных исследований в области проблем труда, в т.ч. его научной организации.
Расширению масштабов проводимых работ способствовало создание филиалов Института труда в республиках и регионах. В связи с 45-летием Института труда коллективом авторов создана монография "Современная экономика труда", в которой изложены теоретические основы этой науки, рассмотрены процессы реформирования социально-трудовых отношений в России, систематизирован международный опыт проведения социальной политики, а также, в том числе, вопросы организации, нормирования и производительности труда, условий и охраны труда, организации заработной платы. Важной вехой в развитии работы в сфере труда явилось Всесоюзное совещание по организации труда в промышленности и строительстве, созванное в июне 1967г.
Участниками совещания были разработаны и приняты Рекомендации, содержащие основные направления научной организации труда, меры по внедрению НОТ в производство. Рекомендации явились основой для продолжения научно-исследовательской и практической работой в сфере организации труда и остаются актуальными до настоящего времени.
В 80-е годы особое значение имели задачи ускорения социально -экономического развития общества, для решения которых требовалось качественное улучшение организации и нормирования труда, установление комплексно обоснованных норм труда /меры труда/ равной напряженности при оптимальном уровне интенсивности труда. В эти годы получила развитие аттестация рабочих мест, бригад, участков и цехов в целях эффективного использования производственного и трудового потенциала.
В связи с техническим прогрессом, в условиях обновления станочного парка промышленных предприятий и т.п. актуальными становятся вопросы организации труда на станках с числовым и программным управлением /ЧПУ/, в гибких производственным системах и т.п.
В начале 80х годов в стране была создана специальность 1753 "Организация и нормирование труда", по которой осуществлялась подготовка специалистов по труду в 15 ВУЗах страны.[2] К 90-м годам отечественными учеными, специалистами и практиками были созданы теория и методология для принятия эффективных решений в области нормирования и организации труда, о чем свидетельствуют имеющиеся методические разработки, специальная литература, монографии и т. д.
Однако, излишняя централизация управления трудом, как и действие ряда субъективных, так и объективных причин тормозили решение конкретных производственно-хозяйственных задач, вызывая негативное отношение к системе государственного регулирования вопросов труда. В результате информация по нормированию и организации труда становилась все более невостребованной, ликвидировались или сокращались службы, занимающиеся этими вопросами на предприятиях, прекратились повышение квалификации и подготовка кадров специалистов по труду.
В последние годы в тематике научно-исследовательских проектных институтов, как правило, отсутствовали проблемы организации труда, Центры НОТ и многие отраслевые институты были ликвидированы.
Негативные процессы совпали с переходом к рыночной экономике при полном отказе от централизованных методов управления трудом.
Предприятиям предоставлена самостоятельность в решении вопросов организации труда, а также выбор методов установления меры труда и других задач в сфере труда и трудовых отношений.
Вместе с тем, переход к регулируемой рыночной экономике как гибкой системе приспособления производства к потреблению, функционирующей на основе реальной самостоятельности и экономической ответственности предприятий (товаропроизводителей) требует измерения и рационального использования всех издержек, в том числе на трудовые ресурсы.
Нормирование труда – социальное явление. Оно порождено развитием производства и науки и подчинено объективным экономическим законам того способа производства, на основе и в пределах которого оно осуществляется. На протяжении всей истории докапиталистичеких форм экономических отношений использовалась простейшая форма установления затрат – урок. Урок – это норма, которая должна быть выполнена в определенный период времени. Величина заданного урока базировалась на индивидуальном опыте работы и часто складывалась стихийно.
Развитие мануфактуры вызывало такую организацию производства, при которой технологический процесс создания продукции превратился из индивидуального в коллективный процесс. Он был разделен между большим количеством исполнителей на частичные (рабочие) процессы. Разделение труда сделало необходимым установление уроков по отдельным видам работ, по профессиям рабочих. Обеспечение непрерывности процесса производства требовало согласования производительности труда отдельных рабочих мест и подчинения их единому темпу работы.
Первые документы о нормировании труда в России относятся к 1843 г. Изданное “Урочное Положение на все вообще работы, производящиеся в крепостях, гражданских зданиях и гидротехнических сооружениях” было первым обобщением опыта работы. В “Урочном Положении” были сформулированы условия определения урока: физическая сила рабочего; степень навыка к работе; число рабочих в день. Большой опыт производства горных работ обобщен в “Урочном Положении для работ на рудниках Алтайского горного округа” (1860 г.). В нем сформулированы некоторые общие положения и даны затраты труда и материалов на горные работы.
Из Положения видно, что русские горные инженеры понимали значение и умели анализировать влияние естественно-геологических и технических условий работы на производительность труда.
В процессе развития капиталистического способа производства на базе машинной индустрии в конце XIX в. создались предпосылки для появления технического нормирования труда. Основоположником его был Ф. Тейлор. Он поставил задачу установления урока на основе инженерного расчета при детальном изучении процессов труда по элементам. Расчленение процесса труда на составные части позволило ему найти такую комбинацию приемов, которая давала возможность выполнять работу с наиболее высокой производительностью труда. В России до 1918 г. продолжало действовать “Урочное Положение”. В 1909 г. о производительности труда рабочих в горной промышленности России пишет М.М. Протодьяконов в статье “Производительность забойщика по углю”. В условиях ручного труда с применением примитивных орудий производительность труда забойщиков на угольной шахте зависела от мощности пласта, угла его падения и крепости угля. Ставится цель представить производительность труда рабочего как функцию ряда факторов. М.М. Протодьяконов и после 1909 года возвращался к вопросу о нормировании горных работ.
В современных условиях действует новая система нормирования труда, основывающаяся на положениях:
- нормы труда должны устанавливаться на основе научных данных, учитывающих прогресс техники;
- производство максимума продукции при минимуме затрат труда не должно достигаться на основе чрезмерной интенсификации труда и ухудшения условий труда;
- все наши достижения в области организации труда и рационализации производства необходимо отражать в нормах труда;
- необходимо привлекать самих трудящихся к работе по установлению норм труда с целью использования их опыта и творческой энергии.
Нормирование труда стало основой сдельной оплаты труда, средством соизмерения труда отдельных работников и регулирования заработной платы в рамках предприятия.
Теории заработной платы прошли определенные этапы в своем развитии. Одна из первых попыток теоретического осмысления природы заработной платы была выполнена в терминах "теории существования", далее получила развитие (теория фонда заработной платы); дальнейшим этапом явилась "остаточная теория заработных плат". Сегодня существует широко распространенное мнение, что заработная плата определяется сделкой. В "теории сделки" утверждается, что заработная плата устанавливается в интервале между максимумом, который согласен платить работодатель, и минимумом, на который согласен работник. Дальнейшее развитие теории заработной платы связано с развитием "теории предельной производительности", и это на сегодня наиболее широко признаваемая теория. В рамках "теории предельной производительности" обычно рассматривается ряд предположений, в частности развитие заработной платы в условиях чистой конкуренции, несовершенной конкуренции и т.д.
В связи с вышесказанным в настоящее время актуальной является проблема рациональной организации трудовых процессов, соблюдения всех норм условий труда на каждом рабочем месте при обеспечении оптимальной интенсивности труда работников, равной напряженности норм трудовых затрат. Таким образом, в условиях развития экономики страны возрастает необходимость возрождения и развития научной организации труда, ее основных направлений применительно к условиям конкретного предприятия независимо от форм собственности и структур управления.
Организация уборочного – транспортного комплекса на посеве (посадке) с.х. культур. Состав и схема комплекса
В крупных сельскохозяйственных предприятиях на уборке зерновых культур при наличии средств и техники целесообразно организовывать временные уборочно-транспортныекомплексы,включающие следующие звенья:
- по подготовке полей к уборке;
- комбайно-транспортное;
- по уборке незерновой части урожая;
- по первичной обработке почвы;
- по техническому обслуживанию;
- по культурно-бытовому обслуживанию.
Размеры уборочно-транспортного комплекса и его звеньев в каждом хозяйстве определяются в зависимости от конкретных условий производства: уборочной площади, расстояния транспортировки зерна, наличия тракторов, комбайнов, транспортных средств и другой сельскохозяйственной техники.
К прямому комбайнированию приступают, когда основная масса зерна (95 %) находится в фазе полной спелости. Чтобы потери были минимальные, его проводят в сжатые сроки (5—7 дней). Как и при подборе и обмолоте валков, прямое комбайнирование целесообразно организовывать поточно-групповым методом при том же составе комбайно-транспортных групп.
Продолжительность работы уборочных агрегатов в течение суток в Нечерноземной зоне России составляет 10—12ч. В зависимости от этого решают вопрос о сменности в уборочный период. В одном случае, например в Нечерноземной зоне России, можно применять односменный режим с продолжительностью не менее 10 ч, в другом — двусменный по 8 ч, в третьем — также двусменный, но по 10 ч в смену. Для высокопроизводительного использования комбайна на каждой машине должны быть заняты комбайнер и его помощник. Они работают, отдыхают и обедают поочередно. Высокая выработка на комбайновой уборке достигается за счет выгрузки зерна на ходу, точной согласованности работы комбайнов и транспортных средств.
Транспортировку зерна следует организовать так, чтобы обеспечивалась ритмичная работа комбайнов и зернообрабатывающих комплексов. Иными словами, уборка урожая в целом должна проводиться на основе поточной технологии. Транспортировку зерна от комбайнов осуществляют преимущественно на автомобилях ГАЗ- 53Б, ЗИЛ-130 и др.
При организации уборки зерновых уборочно-транспортными комплексами транспортные средства, увозящие зерно, закрепляются не за отдельными комбайнами, а за всеми комбайнами звена. Это дает возможность лучше использовать и транспортные средства, и сами комбайны, сокращает простои тех и других.
Роль оплаты труда в развитии производительных сил общества
Отношения собственности проявляются не только в процессах собственно распределения и обмена, но и в процессе собственно производства.
Присутствуя в процессе собственно производства, отношения собственности делают производство в самом узком смысле этого слова отношением людей не только к природе, но и друг к другу, т.е. общественным отношением.
Это распределение первичное.[3] После первичного распределения в большинстве случаев происходит собственно распределение как особый процесс, отличный от процесса собственно производства.
Раб получает содержание - пищу, одежду, рабовладелец - доход. Капиталист получает прибыль, рабочий - заработную плату. Это - вторичное распределение.
В тех обществах, где в результате вторичного распределения долю общественного продукта получает лишь часть членов общества (в обществах без частной собственности - работники, в обществах с частной собственностью - собственники средств производства и работники), существует еще и третичное распределение.
Таким образом, собственно производство - это воспроизводство не только вещей, но и социально-экономических отношений, в рамках которых такое воспроизводство осуществляется.
В этих же обществах отношения собственности на оба фактора производства, т.е. на средства производства и рабочую силу, определяют и вторичное распределение.
Поэтому во всех классовых обществах отношения по распределению средств производства или, что то же самое, отношения собственности на средства производства, образовывали внутри системы производственных отношений особую подсистему, игравшую роль детерминанта по отношению ко всем остальным социально-экономическим связям.
В идеале за распределением, в результате которого каждый член общества получает в собственность, распоряжение или пользование причитающуюся ему долю общественного продукта, должно наступить потребление этого продукта. Так как продукт исчезает, то он должен быть воспроизведен. Процесс производства есть процесс постоянного воспроизводства.
В некоторых обществах, действительно, собственно производством, распределением и потреблением исчерпываются все действия с общественным продуктом. В таких обществах никаких других социально-экономических отношений, кроме отношений распределения, которые одновременно являются и экономическими отношениями собственности, не существует.
Однако в большинстве обществ к этим действиям прибавляется обмен и, соответственно, отношения обмена, которые могут приобретать самые разнообразные формы.
Вопреки мнению значительного числа экономистов, товарообмен - всего лишь одна из многих форм обмена.
Кроме обмена товарами существовал обмен дарам (дарообмен), помощью (помогообмен) и т.п.
Отношения обмена могут существовать рядом с отношениями распределения, образуя особую сферу, отличную от сферы распределения. Но при капитализме, например, распределение происходит в форме обмена. Получение рабочим заработной платы есть акт распределения. Но он же представляет собой заключительный момент акта товарообмена между капиталистом и рабочим.
Во многих обществах наряду с распределением и обменом существует также еще и перераспределение, принимающее самые разнообразные формы. К числу отношений перераспределения, входящих в систему социально-экономических отношений того или иного общества, относятся некоторые формы и методы эксплуатации, оплата различного рода личных услуг и т.п. Что же касается налогов, то они в разных обществах играют различную роль: в социоисторических организмах одного типа они принадлежат к числу отношений распределения (пример - рента-налог в обществах с азиатским способом производства), в других - к отношениям перераспределения (например, налоги при классическом капитализме).
В любом обществе основным элементом производительных сил являются работники.
Представляя собой сторону трудовых отношений, работники заинтересованы в получении заработной платы, позволяющей им не только воспроизводить собственные трудовые способности. Заработная плата должна обеспечивать не только существование работника и членов его семьи, но и их развитие.
Во многих развитых странах доходы и заработная плата работников находятся в непосредственной зависимости от роста производительности труда, то есть заработок работника напрямую зависит от результатов его деятельности.
Мотивация работника концентрируется на росте производительности труда ради повышения заработной платы.
Неудовлетворенность выполняемой работой и получаемой оплатой труда может привести к серьезным последствиям для организации в долгосрочной перспективе, и, следовательно к понижению экономического роста предприятия.
Таким образом, удовлетворенность работников как одной из основных производительных сил общества своей трудовой деятельностью может самым непосредственным образом влиять на конкурентоспособность и выживание всей организации.
Неудовлетворенность работника разными сторонами работы может повлечь за собой ряд негативных последствий как для самого работника, так и для организации.
Экономия на оплате труда работников далеко не всегда выгодна организации.
«Многие предприниматели жестоко осуждали нас за то, что мы опрокинули старый обычай, скверный обычай платить рабочему ровно столько, сколько он согласен был бы взять. Такие обычаи и порядки никуда не годятся… Мы ввели реформу не потому, что хотели платить высшие ставки и были убеждены, что можем платить их, — мы хотели платить высокие ставки, чтобы поставить наше предприятие на прочный фундамент. Все это вовсе не было раздачей — мы строили лишь с мыслью о будущем. Предприятие, которое скверно платит, всегда неустойчиво» (Форд Генри.).[4]
Борясь за увеличение реального содержания зарплаты, работники обеспечивают нормальное воспроизводство своей рабочей силы, создают стимулы для высокопроизводительного труда, расширяют платежеспособный спрос на отечественные товары.
Низкий уровень заработной платы не позволяет произвести пополнение рабочего класса новыми поколениями, то есть сохранить преемственность, передачу опыта от старших рабочих к молодым.
Борьба за повышение зарплаты — один из важнейших элементов укрепления Российского государства.
Список литературы
- 1. ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О)
- 2. Бартенев С.А. Экономическая история Учебник (Серия «HOMO FABER»), (ГРИФ). -М., Экономистъ. -2004. -442 с.
- 3. Булатов А.С. Экономика Учебник 3-е изд., перераб. и доп. -М., Экономистъ. -2005. -896 с.
- 4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. Экономическая школа2004
- 5. Горлов А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда. // Человек и труд, №8, 2005. – С. 46-48.
- 6. Зурабов М. России грозит дефицит трудовых ресурсов / РИА-Новости, 15. 05. 2007
- 7. Курс экономики. /под ред. Б.А. Райзберга. – М.,2004.
- 8. Масленникова Л.А. Системы оплаты труда: как сделать выбор. Журнал «Российский налоговый курьер» №6 за 2006 год
- 9. Новосельцева, Г.Б. Воздействие государственного регулирования на устойчивость экономической системы: теория и методология: монография / Г.Б.Новосельцева // Пенза, ПГПУ. 2006.
- 10. Профсоюзы в развитии производительных сил. Материалы Российской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 14 октября 2005 г. Под редакцией доктора экономических наук А.В. Золотова и кандидата экономических наук О.А. Мазура. Невинномысск: Издательство Невинномысского института экономики, управления и права. 2005 г.. — 125 с. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006
- 11. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы. // Человек и труд, №2, 2006 – С. 63-68, №3, 2006 – С. 61-66.
- 12. Рогов С. М. Функции современного государства и наука/С. М. Рогов. Экономическая наука современной России.-2005.-° 3.-С. 37-46
- 13. Трофимова Е. Газеты пишут о трудовых ресурсах / Население и общество. - № 191 – 192, 21 февраля - 6 марта 2005
- 14. Экономический рост и вектор развития современной России/Под ред. К.А. Хубиева. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. С. 179
[1] Бартенев С.А. Экономическая история Учебник (Серия «HOMO FABER»), (ГРИФ). -М., Экономистъ. -2004
[2] Бартенев С.А. Экономическая история Учебник (Серия «HOMO FABER»), (ГРИФ). -М., Экономистъ. -2004
[3] Булатов А.С. Экономика Учебник 3-е изд., перераб. и доп. -М., Экономистъ. -2005
[4] Горлов А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда. // Человек и труд, №8, 2005