Введение
Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.
Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма.
Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.
Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации.
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах).
Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий.
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями. Целесообразно координировать их, перестраивать в связи с изменяющимися условиями. Ловкость - комплексная способность человека. Она зависит от способности ориентироваться в пространстве, тонко различать интервалы времени, сохранять равновесие, от степени усвоения ритма и темпа движений, умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы. Координационная сложность двигательных действий - одна из составляющих ловкости. В то же время для эффективного решения двигательных задач необходимы точные действия.
Ловкость у дошкольников нужно воспитывать с 5-7 лет. В этом возрасте дети обнаруживают наиболее высокие показатели точности движения и почти в 2 раза точнее, чем дети 4 лет, воспроизводят временные параметры. При этом у девочек темпы прироста показателей ловкости несколько выше, чем у мальчиков.
При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Наличествуют две основные, мало связанные друг с другом, виды ловкости (ручная и локомоторная). У 4-6-летних мальчиков и 4-5-летних девочек показатели, характеризующие ловкость в заранее известных и вероятностных условиях, объединены в один фактор. С возрастом отчетливо проявилась закономерность постепенного расслоения с возрастом структуры двигательных способностей детей. Так, у мальчиков в возрасте 4 лет было выделено всего три фактора, в 5 лет - четыре, а в 6 лет - пять факторов.
Во всех случаях наибольший вклад вносит фактор, который можно интерпретировать как общую моторную одаренность.
У девочек по мере возрастного развития происходит большая дифференциация двигательных способностей, о чем свидетельствует существенное увеличение числа факторов. Если у 4-летних девочек структура двигательных способностей определяется четырьмя факторами, то у 5-летних их было выделено шесть, а у 6-летних уже семь.
Чем младше дети, тем более интегрально проявляется моторная одаренность. По мере роста и развития организма двигательные способности дифференцируются, и все заметнее обнаруживаются индивидуальные склонности к определенным видам двигательной деятельности, усиливается специфичность отдельных проявлений ловкости. У детей 4-6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны между собой, и оценить каждый из них в относительно "чистом" виде практически нереально.
С возрастом ловкость становится менее зависимой от уровня развития физических качеств. Особую роль сохраняют лишь скоростные возможности и отдельные свойства нервно-мышечного аппарата.
Уровень развития ловкости у детей во многом определяется их способностью к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела в различных ситуациях.
Для развития ловкости у дошкольников достаточно эффективны общеразвивающие упражнения. При их выполнении следует придерживаться таких правил:
а) упражнения должны выполняться правильно, точно, в полном соответствии с заданием;
б) одно и то же упражнение следует выполнять с различной амплитудой, скоростью, из различных и. п., в разных условиях и т. д.
Необходимо вооружить детей как можно большим числом простейших двигательных навыков, простых упражнений, в которые вовлекаются руки и ноги. От занятия к занятию должна возрастать координационная сложность упражнений.
С целью развития ловкости можно использовать множество простых и сложных упражнений.
Общие принципы подбора таких упражнений, предложенные Л. П. Матвеевым и В. М. Колоколовой (1962).
1. Выполнение упражнений из необычных исходных положений: метание мяча в цель со стойки на коленях, из положения сидя; наклоны туловища вперед; прыжок со скамейки стоя спиной, ходьба спиной вперед, боком, бег в гору, по лестнице, под гору, лазание по забору и др.
2. Усложнение выполнения обычных упражнений: а) сгибание, разгибание и отведение рук, ног с предметом (палкой, мячом, лентой); б) прыжки в длину с высоты с мячом; в) бег через препятствия; г) ходьба и бег по рейке гимнастической скамейки, бревну, кубикам; д) ходьба, бег, прыжки с движениями рук, ног, туловища; одновременные поочередные одноименные и разноименные движения рук, ног и туловища без предметов и с предметами.
3. Зеркальное выполнение упражнений: обучающий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, как в зеркале; метание малых мячей не только правой (сильной), но и левой (слабой) рукой.
4. Изменение скорости или темпа движений: выполнение комбинаций упражнений на скамейке (бревне) вначале в медленном, а затем в быстром темпе; метание малых мячей в цель на скорость; быстрое выполнение упражнений утренней гимнастики и др.
5. Изменение пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение: выполнение движений рук, ног и туловища, стоя на рейке гимнастической скамейки, бревне, стуле, на кубике; уменьшение игрового поля в процессе подвижных игр и др.
6. Изменение способа выполнения упражнения: метание мяча одной рукой (левой или правой), двумя руками вперед, назад, в сторону, стоя на одной ноге, на двух, с поворотом и без поворота туловища.
7. Усложнение упражнений за счет добавочных движений: прыжок со скамейки с поворотом направо (налево), с хлопком перед собой и др.
8. Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из 4-5 упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести (руки вперед, вверх, в стороны - упор присев, встать, руки на пояс - наклоны вправо и влево - руки вниз, ходьба на месте).
9. Изменение противодействия упражняющихся (в подвижных играх): проведение игр с различными <противниками>.
10. Создание непривычных условий выполнения упражнений: ходьба и бег по снегу, песку, траве, метание мячей, камней и др.
Упражнения с мячом
Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.
1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.
Упражнения, подготавливающие детей дошкольного возраста к ведению мяча.
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.
6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
9. Ведение мяча вокруг себя.
10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
Упражнения, подготавливающие детей дошкольного возраста к броску мяча в корзину
1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.
Спортивные игры с мячом у детей дошкольного возраста
Игрысловлейипередачеймяча.«Поймай мяч». Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он меняется местами с ребенком, бросившим мяч.
Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, например, вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и т. д.
«У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см. После сигнала воспитателя игроки перебрасывают мячи на площадку противника. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей.
«Ловишка в кругу». Дети становятся в круг, водящий — в центре. Дети перебрасывают мяч друг другу (через круг), водящий старается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется местами с ребенком, который бросал мяч.
«Мяч — водящему». Дети делятся на 4—5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков группы (1—3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая меньшее количество раз уронит мяч или быстрее закончит игру.
«Стой»! Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим, игра продолжается.
«Гонка мячей по кругу». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала воспитателя все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении), стараясь догнать другой мяч.
«За мячом». Дети образуют несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, между которыми расстояние 2—3 м. Игрок, стоящий первым в одной из колонн,— водящий. После сигнала он передает мяч первому игроку из второй колонны, а сам бежит в конец этой колонны. Ребенок, получивший мяч, также передает его игроку противоположной колонны и занимает место в конце этого ряда. Игра продолжается, пока все игроки вернутся на свои места, а мяч окажется у водящего.
(Чтобы дети правильно поняли, куда они должны встать после передачи мяча, педагог объясняет, что передвигаться нужно за мячом, по тому же направлению.)
«Охотники и звери». У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки — звери. Одна половина площадки — лес, другая — поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из леса в поле. Охотники стараются поймать зверей — попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его «осалили».
«Мяч — противнику». Две группы детей располагаются в противоположных концах площадки. Между ними отмечается зона шириной 5—10 шагов, в центре которой — мяч. У каждого ребенка — по небольшому мячу. По сигналу воспитателя игроки обеих групп поочередно гонят мяч из зоны в сторону противника своими мячиками. Выигрывает группа, которая быстрее справилась с заданием.
«Успей поймать мяч». Играющие становятся в 3—4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 2—2,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч игроку, стоящему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не займет снова место во главе колонны. Побеждает команда, быстрее закончившая игру. (Если ребенок не поймал мяч, водящий подбирает его и бросает еще раз).
«Займи свободный кружок». Все дети, за исключением водящего, становятся в кружки (или обручи) диаметром 50 см, начерченные на земле в разных местах на расстоянии 1,5—2 м один от другого. Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий находится между игроками и старается поймать мяч на лету или коснуться его рукой. Когда водящему удается это сделать, воспитатель дает свисток. По свистку игроки меняются местами, водящий в это время старается встать в один из кружков. Кто не успеет занять место в кружке, становится водящим. Игра продолжается.
«Обгони мяч». В игре участвуют 2—4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг, у одного из игроков (водящий) — мяч. После сигнала воспитателя водящий отдает мяч игроку, стоящему справа и бежит влево. Обежав круг, он возвращается на свое место. Ребенок, получивший мяч, так же передает его стоящему справа и т. д. (Второй игрок начинает движение, когда первый займет свое место.) Игра продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг и мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«Круговая лапта». Дети образуют две равные команды. Игроки первой команды выходят на середину площадки, игроки второй команды, разделившись поровну, встают по ее противоположным краям. Они перебрасывают мяч через площадку, стараясь коснуться им игроков, стоящих в центре (мяч можно ловить). Тот, в кого попал мяч, выходит из игры, поймавший мяч остается на площадке. Когда всех игроков «выбивают», команды меняются местами. Побеждает команда, которая сумеет быстрее выполнить задание.
Игры,обучающиеведениюмяча.«Мотоциклисты». На площадке размечается улица шириной 2—3 м и длиной 4—5 м. Все дети (мотоциклисты) свободно ведут рукой мячи по площадке. Посередине улицы стоит регулировщик (он регулирует движение зеленым и красным флажками). Доехавший до улицы мотоциклист останавливается, если регулировщик показывает красный флажок, но мотор не выключает — ведет мяч на месте. Если поднят зеленый флажок, мотоциклисты проезжают улицу без остановки — ведут мячи бегом. Движение на улице одностороннее.Через некоторое время игроки меняют руку.
«Ловец с мячом». Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них — водящий. Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшем — ребенок, хорошо владеющий мячом.
«Ведение мяча парами». Дети делятся по двое, у каждого игрока — мяч. Один ребенок свободно передвигается по площадке, другой — водящий. Его цель — не роняя мяч, коснуться рукой товарища по игре. Когда ему это удается, игроки меняются местами.
После того как водящий коснулся своего товарища, он должен продвинуться на 5—6 шагов вперед, и только тогда другой игрок может начать его ловить.
«Вызовы по номерам». Дети делятся на несколько команд (по 4—5 чел.). В команде дети рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой колонной расставляют кегли (5—6) на расстоянии 1—2 м одна от другой. Воспитатель называет номера игроков (не по очереди). Ребенок, чей номер назван, ведет мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева и т. д. Последнюю же кеглю обегает кругом и так же, бегом, возвращается обратно.
Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и уронившая меньше кеглей.
Игрыспередачейиведениеммяча.«Борьба за мяч». Дети делятся на две команды (надевают отличительные знаки). Каждая команда выбирает капитана. Воспитатель стоит в центре площадки, рядом с ним — капитаны. Он подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своим игрокам. Игрок, овладевший мячом, передает его своим партнерам, игроки другой команды стараются перехватить мяч. Команда, сделавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Не разрешается бежать с мячом, его надо вести.
«Мяч — ловцу». На площадке чертят три круга, один в другом — первый диаметром 1 м, второй — 3 м, третий — 5 м. В первый круг становится водящий (ловец), второй круг свободный, в третий — становятся защитники (4—6 чел.). Остальные дети — игроки поля. Они ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники стараются им помешать. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок становится ловцом, ловец — защитником, один из защитников переходит к игрокам поля.
«Мяч — капитану». Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок (или обруч), нарисованный у дальнего края чужой площадки. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.
Мяч можно вести одной рукой, передавать друг другу, но нельзя бежать с ним в руках.
«Передай мяч». Играющие строятся в четыре колонны (расстояние между детьми не более одного шага). В руках игроков, стоящих первыми, мяч большого диаметра. По сиг налу воспитателя (свисток, удар в бубен) они передают мяч двумя руками снизу (между ног). Как только игрок, стоящий в колонне последним, получает мяч, он быстро бежит, встает впереди колонны и передает мяч снова. Побеждает команда детей, выполнившая задание быстро и правильно. Воспитатель отмечает команду-победителя. Игра повторяется 2—3 раза.
«Ловкие ребята». Играющие распределяются на пары и свободно располагаются по всей площадке (так, чтобы не мешать друг другу). У каждой пары один мяч. Дается задание — отбивать мяч правой и левой ногой друг другу с расстояния 3 м.
«Проведи мяч». У каждого игрока по одному мячу. По сигналу воспитателя дети (шеренгами) передвигаются с одной стороны площадки на другую, отбивая мяч то правой, то левой ногой, не отпуская его далеко от себя. Отмечается игрок, достигший первым финишной черты. К заданию приступает вторая шеренга детей.
«Мяч в стенку». Играющие небольшими группами располагаются перед стенкой (заборчиком) на расстоянии 3—4 м. Каждый в произвольном темпе выполняет упражнение — отбивает мяч о стенку попеременно правой и левой ногой.
«Точно обведи». Воспитатель ставит по всей площадке (врассыпную) различные предметы — кубики, набивные мячи, бруски. Дети, отбивая мяч ногами, проводят его между ними.
«Гол в ворота». Несколькими предметами обозначают ворота. На исходную линию (на расстоянии 4—5 м от ворот) выходят игроки и стараются точным движением забить мяч в ворота, упражнение выполняет следующая подгруппа детей.
Игровыеупражненияиэстафетысмячом(большимималым).«Школа мяча». Играющие строятся в три-четыре колонны, в руках у первых игроков по одному мячу большого диаметра. Перед каждой колонной положен обруч (диаметр 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передает следующему, а сам бежит в конец своей колонны и т. д. Когда первый в колонне окажется снова на своем месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.
«Мяч в стену». Команды строятся в три-четыре колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны и т. д.
«Быстро за мячом». Игроки строятся в шеренгу перед натянутой сеткой (шнуром) на расстоянии 0,5 м. Бросив через нее мяч, они быстро проходят под сеткой и ловят его после отскока от земли. Затем задание выполняет вторая шеренга игроков. Побеждает команда, выполнившая упражнение с меньшим количеством штрафных очков (не пойман мяч).
«Охотники и утки». Играющие делятся на две равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.
«Не давай мяч водящему». В центре круга находятся 2—3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.
«Проведи мяч». Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5—6 шт.) на расстоянии1,5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут два-три предмета, в игру включаются следующие ребята и т. д. Каждый выполнивший задание встает в конец своей колонны.
Также часто используются следующие спортивные игры с мячом для дошкольников.
«Играй, играй мяч не теряй». Учит детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.
Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.
После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.
Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.
Игры с передачей, ловлей мяча. «10 передач». Учит детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.
Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.
Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.
«Обгони мяч». Учит передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.
Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«За мячом». Учит передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.
Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.
Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.
Игры для обучения ведению мяча.«Ловец с мячом». Учит детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.
Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.
Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.
Игры с бросками мяча в корзину.«Пять бросков». Учит детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.
Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.
Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.«Мяч капитану». Учит применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.
Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.
Заключение
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Мяч является универсальным предметом для развития движений ребенка. Он используется в общеразвивающих упражнениях, подвижных играх. Своей формой, расцветкой и вариантами использования он привлекает даже самых маленьких детей.
Список литературы
- 1. Башта Л. Ю. Использование кратковременных игровых программ с направленным развитием физических способностей в физической подготовке детей-сирот / Л. Ю. Башта, Н. П. Филатова, Н. А. Познаненко // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Тезисы Всерос. Науч.-практ. конф. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 95-99.
- 2. Ветошкина, Е.А. Анализ программно-методического обеспечения процесса по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / Е.А. Ветошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы Всероссийской научной конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2006. – С. 71-75.
- 3. Гимнастические мячи в психомоторной коррекции дошкольников с речевыми нарушениями. (методические рекомендации) часть II / Управление ДОУ Журнал N1 - 2004г. С.79
- 4. Ермакова И.А. Мой весёлый звонкий мяч: Упражнения с мячом для самых маленьких. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2006. - 32 с.
- 5. Ивинский, Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников через формы дополнительного физического воспитания / Д.В. Ивинский // Современные проблемы физической культуры и спорта на Тамбовщине: материалы 4 регион. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – С. 73-82.
- 6. Пензулаева Л. И.Растем здоровыми и крепкими. 4-5 лет. Дрофа 2007 г.
- 7. Фетисов, В.А. С думой о здоровье нации / В.А. Фетисов. – М.: Росспорт, 2005 – С. 2.
- 8. Филатова Н. П.. Проблемы оптимизации физического состояния дошкольников с аномалиями психического развития. / Н.П.Филатова, Л. П. Салтымакова, Л. Ю. Башта // Теория и практика физической культуры, 2005. - №10. – С.54-58.
- 9. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "СА - ФИ - ДАНСЕ". Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 352с., ил. 2006
- 10. Шефер - Гапп Л., Алльгайер Д., Валин С. Правильная осанка просто и весело. Пер. с нем. / Дошкольное воспитание, N6 - 2007.